top of page
  • А. В. Кореневский

Здоровье – это не главное

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Иоан. 5, 1–27

Вифезда в переводе означает «дом милосердия». В этом необычном месте подолгу проводили время великое множество больных: слепых, хромых, иссохших и многих других. Если взглянуть глазами наших современников, Вифезда была большой краевой больницей со множеством отделений: офтальмологическим, неврологическим, травматологическим, нейрохирургическим и так далее, всего пять крытых ходов. Только лежали там больные как попало: не было там ни постов, ни ординаторских, ни врачей, ни медсестер, ни консилиумов, ни лекарств… Но по временам ангел сходил и возмущал воду. И каждый из этого великого множества людей мечтал, стремился оказаться как можно ближе к воде. Многие из лежавших там больных уже много лет хотели приблизиться к месту исцеления и не успевали сделать это раньше другого. Дело в том, что каждый раз вылечивался только один пациент – тот, который первым сходил в возмущенную воду. А другие оставались болеть дальше. Здесь были собраны вместе: человеческое горе, человеческая боль, человеческая надежда, человеческая зависть.

Мы часто рассуждаем о здоровье, особенно в кругу семьи или близких друзей. Точно так же и в древности люди, которые находились в этой необыкновенной больнице, думали о ценности здоровья: о том, что оно значит для человеческой жизни, как хочется быть здоровым, как хочется, чтобы кто-то пришел – хоть один милосердный человек! – и отвел или отнес туда, где возмущается вода. Там происходят чудеса! И хотелось порадоваться за того, кто уходил здоровым, и хотелось без конца плакать о себе, потому что сам не оказался на том чудодейственном месте.

Мы, наверное, не сможем в полноте понять всего, если не пройдем через подобное, если не увидим на месте этих людей себя. Что мы думаем о нашем здоровье, о здоровье наших близких? Молодые люди вообще мало о нем задумываются. Но с возрастом о здоровье приходится думать чаще и больше.

А все-таки эта история не о людских болезнях и не о человеческом здоровье. Эта история о великом Боге, о Его милосердии к людям и о том, как правильно нам следует относиться к Богу и к себе самим.

Здоровье – оно как счастье: когда его не станет, тогда только узнаёшь, что оно было. И молодость уходит, и здоровье вместе с ней куда-то тоже… Но в купальне Вифезда некоторые люди находились многие годы, как тот человек, который пролежал там тридцать восемь лет. И известно, почему он там оказался. Ведь Иисус Христос сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Человек оказался в доме милосердия по причине своего греха. Неизвестно, да и не столь важно, что это был за грех. Важно то, что сделанный грех или грехи причинили человеку величайшие страдания, и целых тридцать восемь лет человек думал о своей греховности и о последствиях своего греха.

Так, впрочем, бывает не всегда. «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» – спросили ученики Иисуса после исцеления другого человека (Иоан. 9, 2). Бывает так, что в заболевании, особенно врожденном, никто не виноват, но оно действительно нужно, чтобы явились чудеса Божьи и Бог через них прославился.

Но вот удивительная особенность: в дом милосердия пришел милосердный Бог, но никто не обратил на Него внимания, ни один человек. Мы можем подыскать этому факту вполне рациональное объяснение. Еще не так много чудес было совершено Господом. Было чудо в Кане Галилейской, было исцеление сына царедворца. Наверное, еще были какие-то чудеса. Никодим, учитель Израилев, который пришел к Иисусу ночью, тоже говорил о том, что чудеса, которые творит Иисус, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Но не все знали Иисуса Христа в лицо, и за Ним еще, возможно, большие толпы не ходили. Однако… То, что произошло в купальне Вифезда, заключало в себе нечто трагичное. Множество больных людей ждали чуда, ждали ангела, но пришел Тот, Кто больше того и другого, и на Него никто не обратил внимания.

Больно говорить об этом, но происходившее в то время и в том месте так похоже на то, что происходит здесь и сейчас. Сегодня спасение возвещается всему миру, христиане много говорят людям о Боге, а люди ждут чудес, ждут какого-то ангела, завидуют тем, у кого в жизни происходит что-то доброе, жалуются: «А вот с нами все по-другому получается!» Хотя Бог рядом – вот Он, Он здесь, Ему можно посмотреть в глаза. Но все обращены в противоположную сторону – туда, где должна «возмутиться вода». И время от времени действительно происходят чудеса, о них иногда пишут в газетах. А Того, Кто дает дыхание и жизнь и стоит рядом со скорбящим, никто не замечает.

Известно, что наш Господь Иисус Христос исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях и к Нему шли толпы людей. Прежде чем исцелить, Он нередко задавал вопрос: «Веришь ли ты?» Или врачевал, «видя веру их». А в купальне Вифезда прозвучал другой вопрос: «Хочешь ли быть здоров?» Вопрос риторический. А кто не хочет? На самом деле это тоже серьезный вопрос. «Хочешь ли ты выздороветь?» – спрашиваем мы сегодня у того или другого больного, когда человек или уже совсем болен, или болен от рождения. В ответ слышим: «Да, хочу», а потом иногда нечто совершенно противоположное: «Но мне же тогда придется устраиваться на работу». О чем это говорит? Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено. Но в то же самое время греховная раздвоенность человека говорит именно о милосердии как таковом и приоткрывает его святую, не человеческого происхождения природу.

В чем проявилось милосердие нашего Господа в иерусалимском доме милосердия?

Мои дети задали мне вопрос, даже ряд вопросов, но они не совсем детские, их и взрослые неверующие люди нередко задают. «Если Бог такой добрый, такой благой, почему на земле случаются войны, болезни, голод, мор, язвы? Почему Иисус пришел в купальню Вифезда, а исцелил не всех? Почему Он выбрал для исцеления только одного человека, причем того, который не пришел к Нему сам, которого не принесли друзья на постели или соседи на носилках, и даже неизвестно, была ли у него вера для исцеления?»

Серьезные вопросы. Действительно, как нам следует понимать нашего Господа, Который пришел в купальню Вифезда и, видя столько человеческой боли и горя, обратился с общечеловеческим вопросом только к одному человеку? Почему в Вифезде Он проявил удивительную избирательность?

После смерти и воскресения Иисуса Христа в Израиле осталось еще очень много бедных людей, много ненакормленных, неисцеленных. Если бы Господь исцелил всех больных, Он сделал бы потрясающе много, но Он пришел не для этого, у Него была другая цель. Он пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком. Да, Он пришел послужить людям. Но в Своем служении Он хотел открыть им волю Отца, дать истинное знание о Боге, показать, как нужно жить и чем в жизни стоит по-настоящему дорожить.

В рассматриваемом нами евангельском отрывке записаны замечательные слова, которые прозвучали из уст нашего Господа, наверное, потому, почему вообще произошла вся эта история с исцелением. Был день субботний. Фарисеи стали гнать Иисуса за проявленное Им милосердие. А Христос, заранее зная о таком исходе, произносит проповедь и в ней великую истину, объясняющую, почему произошло то, что произошло, и для чего это было нужно. Написано так: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его».

Обратим внимание на слова: «весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына». Жизненные обстоятельства, через которые мы проходим, часто есть суды Божьи за вину первых людей: отпадение от Бога, непокорность и неповиновение Божьему слову, а также несогласие человеческой гордости с Божьей волей, самоуправство, самоволие. Поэтому то, что происходило в купальне Вифезда, служило напоминанием о человеческой несостоятельности, физической и духовной. То была история человеческой боли, которая возникла по вине человека. Но, с другой стороны, эта же история была и изображением великого Божьего милосердия. В том и в другом открылось, что сближение с Богом через физическую болезнь – это Божья милость, явленная человеку. Болезнь открывает человеку видимую часть Божьего милосердия, и для нас в такие моменты крайне важно правильно понять и оценить, что с нами происходит и почему.

Сегодня многие люди сильно боятся заболеть, а тот, кто уже болен, хочет быть здоровым. Всё вполне естественно. Но важно и увидеть происходящее в правильном свете. Не уйти любой ценой в сторону от пути, который Бог приготовил для человека. Приготовил для того, чтобы человек был спасен и стал чтить Сына. Наша плоть всегда стремится избежать трудностей, и первое, что мы слышим в себе, попадая в трудные обстоятельства,– найти способ уклониться, убежать. А может быть, надо посмотреть на ситуацию другими глазами: достойно пройти через то, через что надлежит пройти, чтобы Бог был прославлен, а противник оказался посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого? Мы, дети Божьи, достойны пройти таким путем, и то, через что нам приходится проходить сегодня,– это тоже Божий путь, путь Его милости. Нам нужно испытать на себе страдание и боль, чтобы стать пониже и таким образом лучше увидеть высоту и величие Сына Божьего.

Да, болеть – больно, а быть здоровым – здорово. Но это только часть человеческой жизни, и совсем не главная. Цель Бога в отношении человека заключается в том, чтобы человек увидел свое вечное сокровище в ранах Христа, получил исцеление души в Его Крови и воскрешение духа через соединение с Богом. Цель любого нашего богослужения тоже заключается в том, чтобы его участники стали ближе к Богу. Не в том, чтобы узнать что-то новое или вдоволь пообщаться друг с другом, а близко увидеть Бога и дать себе правильную оценку.

В Вифезде люди в таком множестве болели смертным телом для того, чтобы могли ожить духом для вечности. И как жаль, что немногие это увидели и поняли. Они ведь туда пришли за другим – за здоровьем. Поэтому и Христос исцелил и оживил не всех, а только одного человека. Так и написано: «оживляет, кого хочет». Эти слова дают нам право надеяться, но не дают права требовать, рассчитывая на свое. Нам дано право наступать на всю силу вражью, но не дано права ожидать, что Бог сделает все по нашему желанию.

Самое главное, что следует сделать, прочитав историю о чудесном исцелении в Вифезде,– понять, что наши болезни и исцеление от них суть средство, с помощью которого Бог разговаривает с нами, обращается к нам, смотрит на нас, чтобы мы тоже пристально посмотрели на Него. Впрочем, не так, как тот больной человек, который сидел у Красных ворот (Д. Ап. гл. 3). Он пристально посмотрел на апостолов, надеясь получить от них что-нибудь. Этот хромой человек должен был знать об Иисусе, ведь он столько лет просидел у тех самых ворот, которыми Иисус постоянно входил в храм. Христос каждый день учил в храме, и ничего чудесного с этим калекой не произошло – он так и оставался сидеть у Красных ворот. В противоположность ему, здоровье и блаженство из уст Господа принял человек, который, только заслышав, что идет Иисус, все кричал и кричал, не переставая: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» В тех словах открылась подлинная нужда человека. Да, нам хочется быть здоровыми, хочется и не заболеть, но важно другое. К Богу нужно обращаться так, чтобы Он обратил на тебя внимание, а дальше пусть будет то, что Он скажет.

Мы рассуждаем о благовестии, о жизни церкви, о том, как совершать то или иное служение, но основное назначение пробужденной для вечности души заключается в непрестанном выражении глубокого почтения к Сыну Божьему. Почитание Иисуса Христа как Бога – вот наше место в мире и наша цель. Если в нашей христианской жизни нет истинного богопочитания, если мы больше думаем о себе, если все вращается вокруг нас, то, что бы мы ни делали: благовествовали, общались, учились, служили – вся эта бурная деятельность, увлекающая других и увлекающая нас самих, есть ничто.

Богу важно, чтобы между Им и нами не было никакого «взаимонепонимания», чтобы мы были увлечены Им, а не собой и не своим любимым делом.

Кто-то говорит:

– Я люблю играть на фортепиано, это мое любимое занятие, и я этим служу Богу.

Хорошо, но это служение есть служение Богу потому, что оно тебе нравится, или потому, что оно назидает ближних и таким образом прославляет Бога?

Один брат признался:

– Я поздно стал служителем, в том немолодом возрасте, когда у меня уже не стало физических сил, чтобы полноценно служить. Я понимаю, что сейчас начнется мое самое главное служение, и вообще начнется служение настоящее, потому что теперь я буду делать все, что могу и что не могу, через «не могу».

Такое служение, как ни странно, будет угодно Богу, потому что служащий Ему будет отдавать ради Его славы свое предельное, свое последнее. Здоровье или нездоровье служащего здесь ни при чем. Ничего они не отнимут и не прибавят. А удовлетворение такое служение обязательно будет приносить, хотя видимый успех будет ему сопутствовать не всегда.

Итак, здоровье – это не главное. Главное для человека – духовное исцеление, которое производят в нем раны милующего Христа. Ухватившись верой за это главное, пойдем по жизни дальше, радуясь тому, что без воли Божьей даже волос не упадет с нашей головы. А если и придется пройти через невыносимое – мы пройдем не одни. «…Он одесную меня, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании…» – пел истинный поклонник Бога Отца царь Давид (Пс. 15, 8–9). И как Давид чтил Отца, будем и мы чтить Его Сына – сердцем, языком и плотью.

А. В. Кореневский


Недавние посты

Смотреть все

Человек, вызывающий уважение

(Пять уроков апостола Павла) Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел...

Упущенные возможности

Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег… И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты...

コメント


bottom of page