top of page
  • Д. Петрушин

О поездке в Саскылах и Юрюнг-Хая

В марте 2020 года состоялась очередная поездка из Ленска в поселок Саскылах. Это север Якутии, в сторону моря Лаптевых. Впервые мы поехали туда в 2007 году, когда Денис и Люда Строевы жили там. Познакомиться с семьей миссионеров и помочь им в благовестии нам хотелось и раньше. Но в те годы просторы Якутии покорялись нам с большим трудом: дорог практически нет, машины вечно ломались, с топливом плохо. Семья Строевых со временем переехала ближе к нам, в поселок Чернышевский. Однако мы по-прежнему стараемся ездить в Саскылах каждый год. Едем и дальше на север, в поселок Юрюнг-Хая.

Планировали ехать на «Соболе», взять с собой сестер – Раю и Тоню из Мирного. Очень хорошо, когда в группе благовестников есть сестры местной национальности, владеющие якутским языком. Но в этот раз Рая не смогла поехать, и у Тони не получилось по работе. И «Соболь» оказался не готовым к поездке. Сроки уже поджимали. Тогда Дмитрий Пет­рович Эннс предложил нам с Денисом съездить вдвоем. Честно сказать, у меня сразу возник вопрос: «А что мы сможем вдвоем там сделать? Два брата… Были бы сестры с нами, было бы проще, им легче общаться с местными, и сестры поют хорошо. А от нас будет ли польза? Еще и карантин, коронавирус». Позвонил Денису, спросил, стоит ли ехать или лучше отменить поездку в этом году? Но Денис ответил, что все-таки стоит поехать, потому что это лучше, чем вообще ничего. Я ободрился. Правда, когда грузил в машину литературу – пару коробок с Новыми Заветами, газетами, журналами, календарями, то подумал: «Вряд ли мы это раздадим…»

Мы выехали утром в пятницу. В Чернышевском я обнулил счетчик на машине, а на подъезде к Саскылаху посмотрел на спидометр, он показал 1 300 километров. На этот путь у нас ушло полтора суток. Из этого времени семь часов мы отдыхали. До Удачного дорога отличная. От Удачного до поселка Оленёк ровно 300 километров по зимнику. Там похуже: кочки, скользкие места,– в среднем едешь со скоростью 30–40 километров в час. Ночью ехать проще, дорога освещается.

Опасности на северных дорогах остаются. Вот крутой спуск к речке и мост. В замерзшей реке лежит грузовик. Машина уже полностью разгружена, кабина наполовину разобрана. Рядом с машиной построен домик из ледовых кирпичей, сверху какие-то доски, ткань. В домике остатки кострища, пустые консервные банки – здесь жили люди. По машине видно, что она провалилась, потом замерзла. И водитель, видимо, пытался выпиливать колеса, устроил себе жилище. Мы с Денисом представили себе, что пришлось пережить тому человеку или тем людям, оказавшимся в той машине,– и от сердца благодарили Бога за то, что мы едем и с нами все в порядке, у нас тепло и хорошо.

Мы остановились на дороге для ночлега. Немного жутко среди кромешной темноты стоять одним. Кажется, что там, где машины группируются, безопаснее. Мы тоже подъехали к такой стоянке, помолились и легли спать.

Среди ночи слышу голос Дениса:

– Я чуть ли не сознание теряю, что-то мне плохо…

Открыли дверь, а с улицы такой сильный запах выхлопных газов! Ветер несет их в нашу сторону. Мы отъехали подальше от этого скопления машин, нашли другой «карман» и снова заснули до утра.

На въезде в Оленёк на повороте есть большой бугор. Перед нами ехал грузовик. Водитель залетел на бугор, а с управлением не справился, его стянуло с этого бугра, а прицеп встал поперек дороги. Мы остановились.

Водитель идет к нам навстречу:

– Ребята, пожалуйста, позвоните, когда будете в Оленьке по этому номеру, чтобы выехали на помощь. Очень срочно надо!

– А вы откуда? – спросили мы его.

– Я из Чернышевского.

Денис тоже из Чернышевского. Они пытались друг друга вспомнить. Вроде как видели один другого в поселке, а лично не знакомы. Мы подарили ему брошюры, засвидетельствовали, взяли номер телефона. В Оленьке мы передали просьбу этого человека.

Теперь нам надо на АЗС, в Оленьке мы обычно заправляемся. Долгие годы эта заправка доставляла нам проблемы: то у них выходной, то часы нерабочие, то топлива нет. А сейчас хорошо – заправку сделали кругло­суточной и топливо есть. Мы быстро заправились, пообедали и двинулись на Саскылах.

Забегая вперед, скажу, что с тем человеком из Чернышевского мы встретились еще раз, на обратном пути. Мы ночевали на дороге, он под утро постучал к нам в окно. Рассказал, что к нему тогда по нашей просьбе приехали на помощь, вытащили, он разгрузился в Оленьке, заправился и поехал назад. По дороге опять не справился с управлением, когда спускался с горы. Прицеп завернуло, он, как ножницы, стал складываться и пробил топливный бак, вся солярка вытекла. С большими трудностями этот человек добирался домой. Мы ему еще раз свидетельствовали о Боге. Не может быть такого, чтобы Бог напрасно посылал нам встречу с ним первый и второй раз.

В Саскылах подъехали ближе к вечеру. Здесь у нас несколько знакомых адресов. Останавливаемся всегда в семье Игоря и Ольги. У них двое детей. Мама Ольги – член церкви в Находке.

п. Саскылах. В семье Игоря и Ольги

Она тоже свидетельствует им о Боге и очень рада, что мы посещаем ее детей. Мы приезжаем в Саскылах только один раз в год, но видим, что Бог производит в этой семье большие перемены. В основном мы общаемся с хозяевами за столом. Перед едой всегда молимся и вводим разговор в духовное русло. Игорь и Ольга интересуются, как живут христиане, как они устраивают свои семьи, как воспитывают детей. Они наблюдают за нами, сравнивают, делают выводы.

Игорь встретил нас и создал все условия для ночлега. Ольги дома не оказалось. Она была в отпуске в Белокурихе и как раз в эти дни пыталась возвратиться в ­Саскылах. Карантин и нелетная погода в аэропортах создали ей большие проблемы. Она застряла в Якутске. Мы еще не знали, что Бог обратит ей эту задержку во благо.

Мы приехали в субботу вечером, а в воскресенье решили идти в поселок, найти место, куда можно будет пригласить людей. Несмотря на то, что у нас есть несколько адресов, найти место для собрания непросто. Одна женщина, в доме которой в прошлом году получилось хорошее общение, теперь не захотела с нами разговаривать.

Другую спросили:

– А как ты смотришь на то, если у тебя провести собрание?

Она тоже поначалу уклонялась от прямого ответа:

– Да может, в том доме? У тех дом пустой, у тех…

А потом подумала и говорит:

– Да что мы будем других людей упрашивать? Пусть в моем доме проходит. А кого приглашать будем?

– Своих знакомых, соседей.

Она пригласила. И пришли новые для нас люди. Вокруг имени Иисуса Христа собрались мы с Денисом, хозяйка и еще три человека. Мы заметили, что гостям не хотелось уходить, им было приятно это новое знакомство.

п. Саскылах. После служения

В понедельник поехали в Юрюнг-Хая. Это еще 155 километров на север по реке Анабар. На протяжении многих лет нас принимает знакомая женщина, Оля. К Богу она пока не стремится, ей просто нравится общаться с христианами.

И в этот раз она по телефону сказала:

– Конечно, приезжайте! Очень рада буду вас принять!

Мы подъехали. У дома стоит какая-то машина с прицепом.

– О, вы приехали! – обрадовалась хозяйка. – Проходите в дом! Ко мне тоже братья приехали.

Оказалось, это пятидесятники. Они тоже совершают евангелизационные поездки, и получилось, что наши пути пересеклись в Юрюнг-Хая. Они на двух машинах, на второй уже поехали по поселку.

Хозяйка предложила:

– Приглашайте людей на шестнадцать часов. Они хотели что-то вечером организовывать. И еще они хотели с вами познакомиться.

Мы были не готовы сразу принимать решение, нас смущала эта ситуация. Решили пока просто пройти по поселку, предложить людям литературу. Узнали, в какую часть поселка поехали пятидесятники, сами поехали в другую.

Итак, мы находились в некотором смущении, а люди с желанием брали журналы, книги и календари. Наш книжный запас быстро уменьшался. Мне показалось, что в этот раз люди лучше воспринимали христианское свидетельство, чем в наши прошлые поездки. Может быть, эпидемия коронавируса заставила их так встрепенуться, задуматься о серьезных вещах?

Несколько часов мы провели на улицах Юрюнг-Хая. Учитывая карантин, незапланированное «сотрудничество» с пятидесятниками и страшно холодный ветер, мы просто удивлялись тому, сколько за это небольшое время смогли сделать. Мы были довольны и рады. На обратном пути пришли еще раз к нашей хозяйке, пообщались с ней и с ее дочерью, пожелали Божьих благословений.

Вечером вернулись в Саскылах. Во вторник прилетела Ольга, жена Игоря. Оказалось, в воскресенье она ходила в Якутске на христианское собрание! Туда как раз приехал братский хор из Алтайского края.

– Все собрание было как будто для меня! – говорила Ольга.

Она пересказывала услышанные проповеди. Я удивился, насколько точно она их запомнила, а главное – поняла. Ведь человек первый раз попал на богослужение. Ольга была очень довольна и, думаю, сделала для себя выводы.

В среду мы уехали. Вдогонку нам Игорь послал СМС с благодарностью за посещение, за то, что снова напомнили ему: жизнь заключается не только в суете и добывании хлеба, но есть вещи, которые выше, драгоценнее земного; благодарил за оптимизм, который мы внесли в жизнь их семьи, и просил приезжать еще и еще. Мы ободрились еще больше.

Между Саскылахом и Оленьком есть поселок Жилинда. Люди там, как я их запомнил, агрессивные. Однажды во время нашего благовестия приехал пьяный человек с ножом и сильно мешал. Сейчас мы решили заехать в Жилинду купить хлеба (мне кажется, что в деревнях он особо вкусный). Магазин закрыт. Откроется в 14:00. На часах 13:55. И почти весь поселок в это время пришел за хлебом. Мы решили предложить людям хлеб духовный – и раздали практически всю оставшуюся литературу.

Осталась еще одна точка, где нужно сделать остановку,– городок Удачный. Там живет наша сестра, член церкви. Зовут ее Алазея, якутка. Чтобы встретить нас, она специально поменялась на работе сменами. Сестра Алазея накормила нас, мы провели небольшое духовное общение. А потом она предложила нам поехать к ее маме, у которой гос­тили друзья.

г. Удачный. Посещение сестры Алазеи

Увиденная картина поразила нас. В комнате три на два с половиной метра жили трое. Было душно. Гремел телевизор. По просьбе Дениса гости выключили телевизор. Мы запели.

– Как за душу трогает!

Мы недолго здесь общались. Спели несколько гимнов, напомнили о Боге, прочитали из Его Книги. Люди слушали с интересом, а сестра Алазея не могла нарадоваться такому благовестию. Здесь мы подарили последнюю Библию, последнюю Детскую Библию, журналы. Из тех двух коробок литературы ничего не осталось, все раздали.

К восьми часам вечера благополучно вернулись домой.

Мы благодарны Господу за эту поездку. Несмотря на все трудности, сомнения, неожиданные ситуации, мы видели милость ­Божью, получали ответы на молитвы, пользовались Его благословением. Он утвердил наши шаги в нашей немощи. Благодарим и тех, кто молился о нас в эти дни и продолжает молиться.

Д. Петрушин

Comments


bottom of page