- Н. Мытник
Убеди прийти к Богу
(По реке Тым)
Зимнее посещение поселков по реке Тым состоялось в середине марта. В нем приняли участие четыре брата и две сестры из церквей севера Томской области.

Перед поездкой несколько дней шел снег и дул сильный ветер. Мы переживали о состоянии дороги. Взяли с собой несколько лопат, топор, буксировочный трос и запас топлива.
УАЗ-таблетка уверенно идет по заснеженной дороге через тайгу. Но нам предстоит преодолеть и открытый участок дороги, который проходит через луга. Такие места сильно заметает снегом. Что нас ждет? Сможем ли пробраться? Доезжаем до этого места и приходим в восторг: на зимнике трудятся два трактора К-700 и Урал! Они уже пробили в толще снега узкий коридор и раздвигают снежные глыбы. Дальше дорога становится все лучше и лучше. Мы воздали славу Богу за Его участие в наших нуждах.

Первый поселок – Усть-Тым. Делимся на две группы. Стараемся заходить в дома, чтобы иметь личное общение с жителями. Если не получается, кладем газеты в почтовые ящики. С каждым годом люди становятся приветливее, и теперь многие с удовольствием берут литературу, даже проверяют номера газет (все ли есть?), задают серьезные вопросы. Прощаясь, жители просят, чтобы о них не забывали.

Тымск – это рыбацкий поселок. Кто много трудится – хорошо живет. Некоторые держат крупнорогатый скот и коней. Обыденная деревенская жизнь. Мы тоже из деревни, у нас много общего. Есть с чего начать разговор, чтобы засвидетельствовать о Боге. Газеты люди берут охотно, а Евангелие в основном у всех уже есть. И только в одном доме, к моему удивлению, ничего из нашей литературы не оказалось – хозяева часто в отъезде, когда приезжают благовестники. Женщина взяла Новый Завет и внимательно выслушала весть спасения.
Встречаемся с друзьями в назначенном месте и отправляемся в Нёготку. Там нас ожидает маленький уютный домик, приобретенный нашим братом для сезонных работ. Соседи, бывшие хозяева, протопили его, прочистили дорожки – ждут нас.
Пока водитель с сестрами готовят ужин и все необходимое к ночлегу, братья пошли по поселку.
Здесь мы встретили женщину, которая требовала Библию:
– Вы обещали. Привезли или нет?
Подобный случай был и в Усть-Тымске.
Мы в неловком положении из-за того, что меняется состав группы. Одни обещают, но в следующий раз едут другие, и уже с них спрашивают обещанное. Хорошо бы иметь при себе тетрадь для важной информации и записывать туда нужды, адреса и телефоны жителей, их просьбы, количество домов в каждом поселке, километраж маршрута и расход топлива. Она была бы очень ценной при подготовке к очередному посещению.
Подхожу к последней улице поселка. Захожу в первый дом. Меня встречает мужчина лет шестидесяти и, как это часто бывает, начинает насмехаться. Для него наша беседа – забава. Он говорит, что в вечности сам будет распределять, кому в рай, а кому в ад. Конечно, в таких случаях хочется повернуться и уйти. Но куда спешить? День заканчивается, да и литература тоже. Я остаюсь и подробно объясняю бедному грешнику, над чем он смеется. Рассказываю о великом белом престоле, о том, что Христос говорит об аде и как Он решил нашу глобальную проблему греха. Мужчина все реже перебивает, вот уже внимательно слушает. Берет всю оставшуюся у меня литературу. Обещает читать и пересмотреть свои взгляды на вечность. А я иду к своим друзьям, еще раз убедившись в том, что не количество посещенных домов, а качество бесед с людьми является показателем успеха нашего дела.
Вот и подошел к концу первый день нашего труда. Начинаются сумерки. Под ногами хрустит снег от мороза, опускающегося на подогретую солнцем поверхность. Позади много домов, где оставлено живительное Слово. Возможно, кто-то уже занялся чтением. За двадцать лет здесь роздано много литературы. Пора помочь людям определиться, что избрать, убедить прийти к Богу.
К месту ночлега собираемся, когда уже стемнело. Сестры сообщают, что бывшие хозяева нашего домика, Ирина и Сергей Брагины, предлагают им ночевать в их квартире и всю нашу группу ждут на ужин. Поужинали мы у себя, а к соседям идем пообщаться. Вместе поем гимны и делимся личными свидетельствами. Беседа получается продолжительной и интересной, все желающие высказываются, задают вопросы и получают ответы. Отдыхать идем далеко за полночь, усталые, но счастливые.
Обходя следующий поселок, Киевский, замечаем, что Бог внес в наши планы Свои поправки. Мы хотели не только пройти по поселкам книгоношами, но и посетить друзей, с которыми много лет общаемся. По разным причинам встречи не получились. Но Бог дал нам новых людей, которые раньше сторонились благовестников, а теперь внимательно слушают, задают вопросы, приглашают за стол.

Посетили два таких дома. В первом живет пожилой мужчина по имени Владимир. Он нам дал свой номер телефона и просит не забывать его, иногда звонить. Во втором доме хозяйку зовут Наталья. Она давно нас знает. Много лет подряд мы останавливались у ее мамы. В прошлом году к Наталье заходил наш брат с газетами, но она не хотела общаться, у нее сильно болел зуб. Брат предложил помолиться о ней, и она согласилась. После она явно увидела Божью любовь к ней и содействие в разрешении всех вопросов, связанных с лечением зуба. Теперь, как только Наталья узнала о нашем приезде, с радостью пригласила к себе. Общение получилось интересным и приятным, даже не заметили, как наступила ночь.

Выйдя на улицу, видим небо, полное звезд. Вечерний мороз остудил машину, и мы не можем ее завести. Хозяин дома предлагает свою помощь, а хозяйка приглашает зайти снова в дом, чтобы не замерзнуть. Минут через сорок машина завелась, и мы едем к своему маленькому, но дорогому нам домику. Наш водитель заметил, что чем проще машина, тем охотнее люди идут на контакт.
Переночевав в Нёготке, мы утром отправляемся в Молодежный. Это «центр цивилизации» на реке Тым. Поэтому и принимают там весть спасения намного хуже, чем в маленьких селениях. Однако нашлось немало людей, желающих пообщаться. Были разные встречи – с ищущими Бога, с атеистами, врачами, учителями, коммерсантами и пьяницами.
Заходим к дедушке, его зовут Виктор. Маленький, худенький с седой бородой.
Спрашиваем:
– А зачем у вас в каждом деревянном проеме мешок с песком висит? Вы тренируетесь? В таком-то возрасте!
– Да. Я несколько раз в день занимаюсь, бью кулаками и пяточкой. С утра бегаю по поселку, обливаюсь холодной водой.
– А к Богу как относитесь?
– Читаю Новый Завет понемногу, пока ясную мысль не пойму. Потом молюсь, как умею.
– А как к христианским газетам относитесь?
– А вот они, у меня на столе лежат. Смотрите, там целая стопка! Есть даже пожелтевшие. Я их часто перечитываю.
Приятно беседовать с ищущим Бога человеком! Удивляешься, как много Господь достиг в этом человеке без всякой поддержки и наставления со стороны людей.
В другом доме встречает нас молодой, крепкого телосложения человек с необычной дерзостью:
– Людям головы морочите! Кому это надо? Бездельники!
Унижает, оскорбляет, но не выгоняет.
– Мне ничего не надо! У меня все предки верующие, староверы! И я православный, Библию читаю, все знаю.
Решили вступить с ним в разговор.
– Что написано в Иоанна три шестнадцать?
Молчит. Вот в таком русле и пошла наша беседа. На его нападки отвечаем истинами Божьими. Постепенно он начинает понимать, что что-то не то нам наговорил. Успокаивается.
Спрашиваю:
– Ты детей своих любишь?
– Да.
– А Слову Божьему их учишь?
– Нет.
– Значит, в ад отправляешь. Где любовь твоя? Сам не хочешь веровать, а дети при чем? Хотя бы ради детей дома с семьей Библию читал. Да молиться их учил.
Тема меняется. Он открывает свои волнения, страхи о будущем и о детях. Даю ему несколько советов. Расстаемся хорошими знакомыми.
Это Бог, пользуясь нашими малыми силами, под воздействием Слова меняет мысли людей. Нужно только предоставить себя Богу, как бы ни было страшно.
В наших поездках много лет не принимали участие сестры. И мы отчетливо увидели, как они нужны. Кроме необходимого бытового уюта, они оказывают огромную помощь в благовестии. У братьев нет такой способности подойти к женщинам и бабушкам, как у сестер. Сестры скажут несколько слов, споют гимн, и душа раскрывается. А потом льется доверительная беседа, и, бывает, подолгу. Сестры знают, что сказать женщинам. И научат, и подскажут, и утешат, и ободрят. В результате их усердия появились новые знакомые. Бабушки договорились с сестрами молиться друг за друга.
День склонился к вечеру, и мы прошли последние дома. Водитель Андрей забрал нас на машине и привез к Сергею и Татьяне Говорунцевым. Они принимают нас на ночлег уже более десяти лет. У Сергея и Татьяны есть старшая дочь Юля и сын Саша, а в этом году родилась еще доченька. Они нас очень ждали. Хотели, чтобы служитель совершил молитву благословения. Мама у Татьяны верующая, сестра и Татьяна тоже каялись. Мы здесь всегда чувствуем себя как дома: проводим собрание, поем гимны, беседуем. И в этот раз просидели до полуночи.
Молитва, завтрак, недолгие сборы и снова в путь. Местами вдоль Тыма растут стройные высокие сосны; кажется, что они своими кронами упираются в самые небеса. На белом снегу видны извилистые ленточки лисьих следов, иногда встречается след соболя. Около речки, где обычно растут березы, кормится стайка тетеревов.
Любуясь живописными лесными пейзажами, незаметно подъезжаем к последнему поселку нашего маршрута Напас. Здесь когда-то был действующий аэропорт, банк, НКВД, совхоз, леспромхоз, небольшой речной порт. А сейчас, глядя на старые домики и большие пустыри между ними, с трудом в это верится.
Здесь в поселке у нас есть друзья: дядя Саша, тетя Зина и ее сестра Наталья. Они много лет с радостью нас принимают. Год назад они покаялись и стали нам еще роднее. У них большое родство, многие с нами дружат.
Дядя Саша, увидев нас, очень обрадовался. После приветственных объятий он побежал домой будить сына:
– Леня, вставай! Наши приехали!
Потом в соседний дом к дочери:
– Настя, открывай! Наши приехали!
В Напасе, как и везде, люди разные. Поначалу нас здесь встречали палками, монтажками, угрожали ружьями. Некоторые и сейчас просто выгоняют. Есть безразличные. А есть такие, которые нас ждут, принимают с радостью, слушая речь о Христе, плачут. На наших глазах Бог преображает людей. Они становятся все ближе к Богу. Начинают замечать в жизни Его действия.

Обедать собрались у Натальи. Вместе рассуждаем над Писанием, поем гимны. Приятно видеть, что дядя Саша открытой душой внимает наставлениям Господним и полон решимости следовать за Христом. Радостно слышать искренние молитвы друзей.
Прощаемся, и опять в Молодежный, где остались наши сестры помочь Татьяне. Виктор Александрович еще раз хочет встретиться с бабой Полей. Мы берем с собой сестер, у нас без них плохо получается петь. Заходим в дом, видим маленькую дряхленькую слепую старушку. Сидит одиноко на кровати. Но когда услышали ее речь, очень удивились здравому рассудку.
Бабушка и мама у нее были верующими. Она тоже с детства верила в Бога. Даже в школе всегда утверждала, что Он есть, хотя за это много страдала. Библию читала всегда, пока не ослепла. Молится и сейчас своими словами. Баба Поля очень радуется посещению. Просит служителя остаться побеседовать с ней. После беседы она искренно помолилась.
После ужина у Говорунцевых проводим богослужение, совершаем молитву благословения над дочкой Сергея и Татьяны. Пожелав друг другу Божьих благословений, отправляемся обратно в Павлово.
Ночь – самое лучшее время для передвижения по зимнику. Мороз делает дорогу твердой и скользкой, да и от света фар четко видно неровности на дороге, что помогает подбирать нужную скорость. Днем это трудно разглядеть. Ночью на дорогах мало встречного транспорта и свет фар видно далеко, меньше опасностей на крутых поворотах. Господь благословил и сохранил. Мы ехали без остановок и уже в начале дня прибыли в Павлово.
После таких поездок наши сердца наполнены смешанными чувствами. С одной стороны, великой радостью оттого, что Сам великий вечный Бог пользуется нашими немощными силами и совершает Свое дело спасения на Земле. А с другой стороны – печалью за души, что тянутся к Богу и на такой долгий срок остаются без общения и духовной поддержки. Мы не можем часто бывать в тех местах, но можем и даже обязаны молиться за этих людей. И наших читателей, чье сердце неровно бьется и переживает за погибающих грешников, мы просим и умоляем совершать молитвы о живущих на реке Тым, чтобы и в этих поселках возродились души, которые были бы способны словом, делом и всей жизнью проповедовать Христа распятого.
Н. Мытник