top of page
  • А. Денисова

От Норильска до Куюмбы (часть 3)

(Окончание. Начало здесь.)



Мы немного спешили. Из-за нашей задержки в Бурном не укладывались в намеченное расписание. Утром следующего дня нас уже ждали на богослужении в Бору, а впереди еще три поселка. Почти дошли до Подкаменной Тунгуски и вдруг наскочили на мель. Немного погнули винт катера. Остановились для ремонта у зимовья старовера Михаила, к которому друзья заходили в Бурном. Там и пообедали, пожарив рыбу, которой угостили нас поселковые рыбаки, и освежились в небольшой бане, и поправили винт. На прощание записали в книге пожеланий добрый отзыв для хозяина зимовья, оставили календарь с фотографией катера.


Дошли до Кузьмовки, еще одного поселка староверов. В прошлом году мы только пели возле него на берегу, в этом – решили пройти по домам. Один из мужчин позже пришел на катер пообщаться.


К вечеру наконец причалили возле Кочумдека, где нас ждали Александр и Инна Гостевы. Они зашли за нами на катер, пригласили к себе на чай, несмотря на строгий запрет на общение с нами, данный их духовным отцом. За столом мы долго общались, пели, говорили о жизни. Друзья делились переживаниями, рассуждали о правильном богопознании, рассказывали о воздвигнутых на них за общение с баптистами гонениях. Однако сейчас все громче в кругу староверов говорят о том, что у баптистов верное познание о Боге и можно их слушать. Сердце замирало от ответственности перед этими людьми за верную передачу Святого Слова. Хозяева предложили заночевать у них. Мы решили остаться, а друзьям в Бор сообщить по спутниковой связи, что у них будем вечером, утро же проведем в кетском поселке Суломай.


Братья ушли ночевать в катер, сестры остались в доме. Отдых был кратким. В четыре утра хозяева встали, чтобы идти к заутрене (утренняя воскресная служба, начинается в четыре утра, заканчивается в десять).


Мы около восьми утра подошли к Суломаю и еще немного отдохнули в катере. Владимир Иванович сходил к знакомым в поселок, потом вернулся и, забрав Петю, пошел с ним на служение к пятидесятникам. Когда-то тут он проводил богослужения, собиралась группа верующих, но вынужден был уехать. Тем временем в поселок пришли пятидесятники, многие из новообращенных стали посещать их богослужения. Это немало огорчило брата, однако с теми, кто посещал тогда собрания, он до сих пор общается. Богослужение прошло спокойно. На иных языках никто не говорил.


После завтрака и молитвы мы пошли в поселок. Только отошли от берега, как возле нас остановилась машина – нескольких молодых людей заинтересовало появление незнакомой молодежи. Мы немного рассказали о себе, узнали имена подъехавших. Самый бойкий из них, Иван, казался особенно заинтересованным, задавал вопросы. Им понравилась песня «Все для тебя Высшим Разумом создано». Диалог продолжался. К нам тем временем подошли Владимир Иванович и Петя. Владимир Иванович остался беседовать с Иваном, мы же пошли благовествовать дальше двумя группами.


Юлия. Искренно ищет Бога, читает Библию. Писание ей открывается. Некоторое время ходила на богослужения к пятидесятникам, но перестала, подумывает сходить в православную церковь. Разговорившись, узнали, что сын ее военный, его отправляют в зону боевых действий. Попросила о нем помолиться. Мы помолились вместе с ней, попросили милости к ней и ее сыну. Спели в утешение несколько гимнов, ободрили упованием на Бога.

Егор. Он приехал в гости из Красноярска. Вначале утверждал, что он атеист, но услышав пение, даже растрогался. Взял литературу.


Зашли к бабушке Шуре. Она передвигается на костылях. Была очень рада и нашему посещению, и календарю с катером. Сказала, что утром ходила на богослужение.

Друзья из второй группы позже рассказали нам потрясающую историю. В одном доме им открыла молодая девушка. Увидев благовестников, она даже немного испугалась. Оказалось, девушка долгое время посещала богослужения, за что в колледже ее притесняли. И учителя, и сокурсники всячески пытались отвратить ее от веры, а лучшая подруга поставила перед выбором – дружба или вера в Бога. В душе шла серьезная борьба. Девушка почти усомнилась в существовании Бога и Его любви. И вдруг на пороге – благовестники. Она взяла у сестер номера телефонов для общения, решила вновь читать Библию. Чуть позже, после массы вопросов, она призналась одной из сестер, что задумывалась о самоубийстве. Но встреча с христианами помогла сделать выбор. Она написала: «Я выбрала Бога». Дай Господь, чтобы этот выбор был окончательным. Узнав об этой встрече, мы испытали неописуемую радость. Ведь еще вчера настойчиво звучало предложение пройти этот поселок мимо. Как хорошо, что мы все же в него зашли!

А с Иваном, который подошел к нам на берегу, случилась беда, он сломал руку. Братья оказали ему помощь. Наша сестра-фельдшер даже поехала с одним из местных жителей к нему домой в надежде осмотреть перелом и помочь более квалифицированно, но его там не оказалось. Дай Бог милости этому человеку, чтобы он получил спасение!


Вернулись в Бор. Друзья встретили нас с огромной радостью и безграничным радушием. Вместе с ними мы провели вечернее богослужение, совершили вечерю Господню.

Наряду с радостью встречи здесь мы пережили и грусть прощания – группу покинули сестра Амина и брат Владимир Иванович, им пришло время отправиться домой. Мы проводили их на теплоход и это событие тоже использовали для благовестия: для пассажиров отправляющегося судна дружно спели несколько христианских песен. Несмотря на раннее утро, люди вышли на палубу послушать. Возле теплохода мы заметили нескольких знакомых из поселков, куда заходили раньше. Теплая и радостная встреча. И еще одна возможность напомнить людям о Божьей любви.


Сборы, прощание под звуки песни «Вместе мы с вами верили» – и вот уже наш катер, развернувшись, отправляется в сторону Дудинки.


Последние встречи

Ночевали возле Верхнеимбатска. На улице поливал дождь, поэтому на берег сходили только для покупки топлива.


Сургутиха. Удалось договориться о проведении встречи в клубе. Друзья пошли по поселку приглашать жителей, а мы зашли к Ольге Витальевне – пожилой болеющей женщине, которую посещаем каждый год. Она пишет стихи. Вот и в этот раз прочитала нам несколько новых. Меня удивило, насколько тепло она пишет о вере, о небе, о Боге.


В клубе желающих послушать собралось немного, человек пять. Обрадовала встреча со старовером Димой, с которым общались в Верхнеимбатске на берегу. Он приехал в Сургутиху на похороны дяди и вот теперь смог попасть на служение. Люди внимательно слушали. После несколько человек попросили Библию. Мы решили не просто подарить им эту важную книгу, а еще и подписать на память. Потом еще долго общались с Галиной, местным библиотекарем и невесткой Ольги Витальевны. Она рассказывала о жизни, о ценах, о трудностях и перспективах. Чувствовалось, что ей хочется выговориться. В поселках, где все друг друга знают, людям так порой недостает свежего общения. Слушая ее, мы понимали, как нужны здесь те, кто принесет живой лучик надежды на Бога в непростые будни людей.


Ночью дошли до Туруханска. И снова ощутили себя дома. На берегу нас ждали друзья, чтобы накормить ужином и отвезти на ночлег. А на месте ночлега ждал радушный прием сестры Ани и ее семьи.


Утро было ознаменовано еще одним прощанием: семья Щирских улетала в отпуск на материк. Мы провожали их в аэропорту Туруханска. Не все работники аэропорта были довольны христианской песней «Манит сердце мечтою», но нас никто не прервал. Текстом этой песни мы выразили все наши чувства к друзьям: «Он нас сделал родными, Он нас сделал друзьями…»


Вечером вместе с церковью провели богослужение. Особенно тронуло наши сердца пение Пети «Мы вечные с тобой… мы встретимся весной за речкою». Песня напоминала и о небесной Отчизне, и о скором расставании. На глазах невольно выступали слезы, а сердце сжималось. После служения брат Олег предложил разучить эту песню всей группой. Она сопровождала нас не только до конца поездки, но продолжает звучать в душе и сейчас.



Мы отходили от Туруханска на следующий день с переживанием – достаточно сильно штормило. Шли вдоль берегов, прячась от ветра. С трудом причалили возле Горошихи. Пошли по поселку. Время отпусков, людей в поселках мало, но все же есть те, кому можно напомнить о Божьей любви.


Встретили Галину. Год назад она похоронила двадцатидвухлетнего сына – покончил с собой, не найдя радости в жизни; этой весной умер от болезни ее муж. Сама она потеряла желание жить, попыталась оборвать свое существование, но осталась жива и решила жить ради пятилетнего внука. Выслушав наше пение и увидев литературу, она вдруг вспомнила, что буквально этой зимой у нее останавливались верующие, у которых сломался снегоход. По описанию мы узнали туруханских братьев.


В Курейке тоже многих хозяев мы не застали дома. В этом поселке кто-то давно знаком с верующими, святая Книга есть у многих, но мало кто ее читает.


В Игарку прибыли ночью. Брат Андрей был в отъезде, встречали нас Светлана Зудова и бабушка Валя. Наутро особенно радостно встретили дети. Они не могли дождаться нашего пробуждения. А как только дождались, сразу сделали участниками своих игр. В этот день мы по традиции поехали в «Музей вечной мерзлоты и стройки №503». Снова прикоснулись к трагической истории заключенных, проходя по заснеженным коридорам и разглядывая пласты мерзлоты между пластами почвы. Уже у выхода предложили сотрудникам послушать пение. Экскурсовод сказала, что они помнят наши песни с прошлого года, особенно «Все для тебя Высшим Разумом создано». Даже пытались найти запись в интернете. Мы спели им ее еще раз и песню «Милостью, Боже, Твоею живу». Теперь они уже записывали на телефон. Подарили каждому сотруднику по книге «Иисус – наша судьба».


Вечером совершили вечерю Господню на квартире у Зудовых.


Зашли в Потапово, небольшой поселок в ста двадцати километрах от Дудинки. Один из мужчин, встреченных по дороге, взял газету, но от беседы отказался, зато проводил к дому и велел зайти к его жене. Она действительно обрадовалась, хотя вначале предупредила, что они оленеводы и у них свои боги. Пение гимна «О молитва» растрогало ее до слез, она призналась, что вся жизнь прошла перед ее глазами, пока мы пели. Мы подарили ей христианскую литературу, а она каждому из нас – по небольшой вязаной игрушке ручной работы.


Увидели здание поселковой библиотеки. Библиотекарь Ольга Ильинична встретила нас приветливо. На вопрос: «Есть ли в библиотеке Библия?» – ответила, что есть. Оказалось, Ольга Ильинична – родная тетя молодой сестры, которая посещает богослужения в Дудинке. Она близко знакома с верующими, не раз общалась с благовестниками, помнит имена братьев, которые приезжали и проводили богослужения в доме ее сестры. С тех пор прошло много лет. Но память осталась. Женщина сводила нас к той своей сестре, а потом пошла провожать по поселку, показывая, в каких домах еще живут.


Несколько мужчин вышли на крыльцо послушать наше пение. В разговоре мы узнали, что в поселке уже несколько месяцев не работает пекарня, люди вынуждены ездить за хлебом в Дудинку, а это четыре часа дороги на пароходе в одну сторону. У нас на катере был запас, и мы дали им не только хлеба, но и два пакета продуктов (в поселковом магазине цены в несколько раз выше, чем в Дудинке).


В очередном доме нам открыл мужчина Александр. Знает Николая Зудова, читал Библию, особенно его впечатлило пророчество о последнем времени. Происходящее в мире говорит ему о том, что Библия права. Очень надеюсь, что наша встреча побудит его еще усерднее искать Бога.



Снова отрезок пути – и Дудинка. В последний раз за эту поездку мы пришвартовались, разгрузили вещи. Без груза и людей катер казался осиротевшим. Мы стояли на берегу и не верили, что поездка подошла к концу. А дальше – прощание с уезжающей из Дудинки на материк семьей Девяшиных и дорога в Норильск. Утром в воскресенье – участие в богослужении, рассказ о поездке, вечер в общении с семьей Любич и – обратный путь в Москву.



Наша поездка могла быть гораздо более трудной, если бы не молитвы тех, кто ждал нас «на берегу». Оглядываясь назад, мы удивляемся, как спокойно и бесстрашно мы заходили в дома и поселки, несмотря на то что совершенно не представляли, кто может нас там встретить. И случалось удивительное. Собаки ластились, люди располагались, духи зла отступали. Молитвы не были напрасны! Пусть это ободрит тех, кто молится об участниках подобных поездок. Нуждаются в молитвах и люди, в чьи сердца сеялось Слово.

Такие поездки несут на себе отпечаток общего труда. Кто-то должен был написать стихотворения и песни, которые исполнялись благовестниками. Кто-то восполнял материальные нужды служения. И важно, чтобы никто из тайных или явных участников не ослабел в усердии.


Вторая поездка на Север позади. Этот край стал еще более родным. Даже сейчас, месяц спустя, я пишу, а перед глазами встает панорама далеких, но таких дорогих душе мест. Мы вернулись. Вошли в привычно-комфортную колею. Но сердце наше там, где остались поселки, ждущие своих миссионеров, люди, ищущие Бога и нуждающиеся в попечении. Кто пойдет к ним? Кто поселится среди них, чтобы евангелизационная работа стала успешней? Кто полюбит их больше, чем себя?


Заканчивая свой рассказ, хочу привести стихотворение поэтессы из Сургутихи Ольги Витальевны Степановой. Она прочла нам его в это посещение. Стихотворение явно говорит о том, что труд благовестников не напрасен:


Приехала в деревню миссия

И ходят по домам.

В Бога верю ли, спросили,

А я не знаю, что сказать.


Порой мне кажется, что верю,

Порою забываю я Его,

И жду, что счастье постучится в двери,

И будет благость от Него.


Бывает, что молюсь исправно,

Была на исповеди не раз.

Хотела б многое исправить,

Но человек на это не горазд.


Хотела б, чтоб печали и тревоги

С молитвою моей ушли.

Чтоб легче бы была дорога,

И дальше чтоб по ней мы шли.


Прошу я Бога: «Дай мне силы»,–

Но разве вправе я просить?

Когда-то радости вкусила

И хватит, продолжай так жить.


Мерцают звезды в лунной неге,

Порой мне кажется – Бог там,

И шлю молитвы я на небо,

Хочу, чтоб Он услышал Сам.


Когда забуду помолиться,

Пусть Бог простит, Он все же есть.

Он даст мне мудрости напиться,

Пришлет Свою благую весть.


Она опустится на землю,

И всюду расцветут сады.

Его я святости, возможно, внемлю,

Расправлю крылья для мечты.


И скоро лето, миссия опять приедет,

Теперь я знаю, что скажу:

Бог есть, в Него теперь я верю,

К Нему на исповедь схожу.

(2022 г.)


А. Денисова

bottom of page