top of page
  • А. И. Вейс

Я создам церковь Мою…


Двадцать лет назад, 16 августа 2003 года, на 4-й Миссионерской конференции в Благовещенске прошла премьера слайдфильма «Я создам церковь Мою…» с призывом к миссионерскому служению. Текст к слайдфильму написал Александр Иванович Вейс по просьбе Валентина Яковлевича Фота. Затем фильм показали во многих церквах Сибири, Урала и Казахстана. На Божий призыв в те годы отозвалось немало тружеников Евангелия. Прошло время, а нужда в переселении остается актуальной и сегодня, поэтому мы решили опубликовать текст вышеназванного фильма на страницах «Сибирских нив».


Иисус Христос сказал: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Матф. 16, 18).

И в третьем тысячелетии эти слова звучат как нерушимый завет верности Божьей, как надежная гарантия, как свет из будущего, который пронзает тучи печали, гонений, скорбей и искушений. Эти слова утешали первых мучеников, умиравших за Господа в Иудее и в амфитеатрах Рима; несли надежду верным в мрачный период Средневековья; ободряли и утверждали верующих в период просвещенного критицизма; они дают силы идти дальше христианам, живущим в последний период обольщения. В этих словах Христа сокрыта тайна жизнеспособности Церкви.


Миллиарды людей проживают свой век под солнцем, гибнут цивилизации, рушатся и создаются государства, одна общественно-политическая формация сменяется другой и на земле нет ничего постоянного.


Постоянно лишь то, что создано вечным, живым Богом. И пусть седые века хранят бесчисленные примеры человеческой неверности, это только подчеркивает красоту творения Божьего. Церковь живет, благовествует и ожидает своего Господина. Созданная Христом Церковь с триумфом войдет в блаженную вечность. Начало этой победы в созидающей силе креста Хрис­това.


Господь создал Церковь, и Он приведет ее к славному завершению земной истории.


Жизнеспособность Церкви в определенном смысле зависит от нашего послушания Господу. Жизнеспособность Церкви – в соединении со Христом. Мы живы Им, и это единение имеет вполне конкретное практическое проявление. Тот, кто живет Господом, не может быть равнодушным к Его желаниям, к Его воле, к Его Слову.


Одной из важнейших сторон Церкви, одним из фундаментальных условий ее жизнеспособности является благовестие.


Церковь Христова, исполняя повеление Своего Господина, возвещает Евангелие благодати Божьей словом и делом.


Истинное благовестие – это не массовое шоу, не громкие слова и тщательно спланированные евангелизационные кампании, но смиренное исполнение повелений Иисуса Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие».


Верность в вопросах благовестия, внутренняя суть нашей евангелизационной работы, ее истинное качество напрямую влияют на жизнеспособность церквей и групп.


Оценивать свое отношение к благовестию и его результаты – наша прямая обязанность. Насколько жизнеспособно посеянное нами? Все ли мы делаем, чтобы ростки нашей жизни, начавшие пробиваться из-под каменной плиты неверия, не погибли, но проросли и принесли плод? Достаточно ли поливаем насаженное? Эти вопросы должны беспокоить благовествующих.


Оглядываясь назад на более чем десятилетний период проповеди Евангелия, мы можем отчетливо видеть, как Господь вел и направлял нас в этом служении. Менялись формы служе­ния, использовались разные методы благовестия. Мы проповедовали Слово Божье в клубах, дворцах культуры, в палатках, прямо на улице, по деревням и поселкам шли книгоноши.


Для первого периода свободы было характерно желание охватить огромные массы людей, изголодавшихся по Слову жизни. Благовестники посетили множество мест, останавливаясь в каждом поселке на короткое время. В результате этого значительно расширилась география наших поездок. Лавинообразно увеличивалось количество мест, нуждающихся в посещениях и постоянной опеке.


Как успеть все сделать? Этот вопрос при малом, а порой уменьшающемся из-за эмиграции количестве тружеников встал необычайно остро. Некоторые места благовестники посещали только раз в год, а некоторые и того реже.


В дневниках благовестников, совершающих поездки по местам, где образовались группы уверовавших, стали появляться тревожные записи: «Как жаль, что почти целый год люди остаются без собраний, они как дети, оставленные родителями. Как ребенок может воспитывать сам себя? Как он вырастет, если его никто не кормит? Мы, как жестокие родители, оставили их на весь год. Некоторые отпали, духовно умерли. Некоторые не знают, как молиться, читать Библию… Им очень трудно. Где вы, познавшие радость спасения?»


«Надо что-то делать, надо менять форму служения»,– эти слова все чаще стали звучать на общениях благовестников. Нам стало ясно, что необходимо переселяться на другие места служения.


Давид Андреевич Пивнев на 1-й Миссионерской конференции Сибирского объединения (2000 г.) говорил:


Кто пойдет туда? Кто скажет этим людям, что их любит Бог? Как-то к нам приехала одна сестра из поселка, где несколько сестер собирается. Она говорит: «Мы знаем всего пять гимнов. Ваша сестра приехала, научила нас петь пять гимнов и уехала. И теперь мы поем их. Как споем пятый, снова начинаем первый». Я подумал тогда: «Эти пять гимнов они, конечно, хорошо выучат! Но кто поедет и научит их шестому? Кто?» А ведь у нас столько много поющих! Как много у нас регентов! Но многим намного дороже жить в уюте, удобнее жить рядом с родственниками, чем поехать и научить кого-то петь шестой, седьмой или десятый гимн. Но ведь потом новообращенные будут петь эти гимны, и сколько они будут петь, столько будет прославляться Бог через служение того, кто научил их этому.


И снова реально обозначилась огромная нужда в тружениках. Слава Господу, нашлись те, кто отозвался на Божий зов и поехал туда, где нет устроенных собраний, молитвенных домов, где некому даже сказать проповедь. Научить молиться и петь христианские гимны.


География миссионерского служения в последние годы значительно расширилась, но есть и большие белые пятна: Енисейск, Лесосибирск, Олёкминск, Нерюнгри, центральная часть Якутии, Киренск, Ербогачён, Нижнеудинск, Николаевск-на-Амуре, Многовершинный, Чумикан, Чегдомын, Оха, Курильск, Мильково, Усть-Камчатск и многие другие.

Кто поедет туда?


Служение миссионера – это не романтика, а непрерывный, порой изнурительный труд. Труд, который нередко приходится совершать в полном одиночестве, без поддержки друзей и единомышленников. Но в памяти каждого миссионера живо воспоминание, как Господь призывал его на служение. С этого призвания, собственно, и начинается истинное миссионерство.


Бог говорит человеку в многолюдном собрании или в тиши уединения. Нередко призыв Божий вызывает у христианина бурю чувств и переживаний.


Сергей Николаевич и Инесса Алексеевна Елисеевы из Канска свидетельствуют об этом так:

Сергей Николаевич: Перед переездом мне стал близок стих «…Со страхом и трепетом совершайте свое спасение…» Я понял, что наше спасение зависит от послушания Богу. А Бог открывал через журналы Вестник Истины, Сибирские Нивы широкие миссионерские поля для труда. Сказал жене, стали молиться об этом. Бог утверждал в принятом решении мое сердце, с женой же Он разговаривал особо.


Инесса Алексеевна: Оглядываясь назад, я думаю, что переезд на другое место жительства для служения – это шаг воли, это шаг нашей веры и проверка всего нашего упования! На что мы надеемся? На зарплату? На хорошую, дружную церковь, которая поможет вырастить наших детей, поможет их воспитать? Надеемся на надежного мужа, который ведет за собой? Или наше упование на Господа?


Сильной болевой точкой для меня лично были дети. Казалось, мы должны были пожертвовать их благополучием. Они еще маленькие и не могут распоряжаться своей жизнью. Мы должны были их увезти в далекий Канск, где нет детских собраний, где нет молодежи, нет оркестра, где нет того, что было в нашей церкви! В Канске маленькая община, которая долгие годы была без служителя. Мне было страшно. Для меня вопрос детей был самый трудный!


Однажды ночью я проснулась с тяжелыми мыслями. Они буквально придавили меня! Это были мысли о детях. «Куда вы едете? Зачем? Вам что, плохо здесь? У вас нет служения? А куда вы увозите детей? Где они будут расти? И с кем? Кто будет заниматься с ними? А если они уйдут в мир?» И вот как навалились эти мысли! Страшные, тяжелые! Я знала, что Сергею надо рано утром на работу, и не стала его будить, ушла в другую комнату. Какая это была ночь! Я, наверное, никогда ее не забуду... Такая сильная внутренняя борьба! Слезы!


Личное согласие на переезд далось мне нелегко. У меня не было уверенности в том, что дети будут в Божьих руках. Я так металась! Уже часов в пять утра открыла Библию, где откроется. Открылась четвертая книга Царств, десятая глава, где Господь сказал Ииую: «За то, что ты охотно сделал то, что было праведно в очах Моих, выполнил все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом».


Когда я прочитала эти слова, я поняла, что они обращены лично ко мне. Бог сказал мне, что если я буду охотно исполнять Божью волю, надеясь на Него, если буду охотно делать то, что нужно сделать, Он благословит и не оставит. И хотя чувства кричали: «Нет, вы не сможете! Не сможете!» – но разум и сердце говорило: «Вы должны! Вы должники перед Богом!

Большие должники! Вы должны переехать!» Было трудно. Было очень трудно! Скажу, что такого трудного шага, как этот, больше не было в моей жизни.


Господу нужны не бездельники, не знающие, где применить себя, или не желающие жить в напряжении, Ему нужны люди, готовые нести немалые издержки, и нести их бескорыстно. А такие люди в церкви, как правило, всегда при деле, и тогда возникает вопрос: «Как оставить церковь, в которой уже совершается немалый труд?»


Но зов Господень не умолкает, и человек, боящийся Господа, в совете с братьями ищет ответ на этот вопрос.


Посланничество свыше подтверждается также и посланничеством церкви.


Однако борьба на этом не заканчивается. Лукавый часто пытается посеять сомнения и сломить дух миссионера, но врата ада бессильны угасить веяние благодати в сердце возлюбивших Господа.


На новом месте братьям и сестрам приходится сталкиваться с самыми неожиданными проблемами. Одна из них – трудности с жильем. Кроме того, миссионерам нужно приспосабливаться к местным условиям, чтобы во всем явить пример жертвенного служения, бывшим горожанам приходится осваивать секреты ведения домашнего хозяйства: учиться доить корову, косить сено, рубить дрова, выращивать овощи, носить воду из колодца или реки и делать многое другое, что в немалой степени влияет на действенность их свидетельства окружающим.


Братьям и сестрам приходится привыкать к особенностям быта местных жителей и во всем разделять тяготы жизни тех, ради которых и совершен переезд.


Духовный труд тоже может принимать самые неожиданные формы. Нередко дом миссионера служит не только местом для жилища семьи, но и молитвенным домом и своего рода гостиницей для многих людей, желающих ближе познакомиться с жизнью верующих. Миссионеру приходится быть и душепопечителем, и, конечно же, он должен быть молитвенником.


Нас очень печалит, что есть и неудачные примеры переселения, но в целом в тех местах, где труд совершают простые, богобоязненные братья и сестры, теперь есть устроенные группы и церкви верующих. Бог благословил это начинание.


Очень хорошо и правильно, если сохраняется живая связь с церковью, откуда семья выехала на служение. Многогранное и весьма необходимое служение вспоможения не только восполняет нужды святых, но и обогащает совершающих его.


Пройдут годы, а может, только месяцы, дни, и закончится земная история церкви Христовой. Господь придет за ожидающими Его, и церковь вой­дет в блаженную вечность. Бог воздаст каждому по делам его. Верные получат награду. Получишь ли ее ты? Может быть, ты устал и готов опустить руки, а может, думаешь, что надо использовать момент, чтобы хоть немного устроить свою жизнь здесь, на земле, чтобы пожить в свое удовольствие, и награда тебе не нужна? Такая логика никуда, кроме вечной гибели, не приведет.


Что сделал ты, чтобы утвердить Царство Божье на земле? Знаешь ли свое место в служении или до сих пор колеблешься в вопросах выбора пути. Если Господь зовет тебя, надо идти. Посмотри на обширные нивы Гос­подни. Христос сказал, что они побелели и поспели к жатве. А что видишь ты? Бог не ошибся в оценке ситуации. Что можно сказать о нас?


Врата ада не одолеют Вселенской церкви, но окажутся ли наши отдаленные церкви и группы жизнеспособными? В немалой степени это зависит и от твоего решения.


А. И. Вейс

bottom of page