top of page
Н. Я. Янц

Евангельская весть на Нижней Тунгуске


Первый день лета встретил солнечной погодой, и я, спешно завершив неотложные дела по дому, отправляюсь в дальний путь. На этот раз мой путь вновь лежит на реку Нижняя Тунгуска, что в Катангском районе Иркутской области. Планируем посетить нашу сестру в Господе Светлану Петровну в Преображенке и провести ежегодное благовестие в поселках района. Даты назначены с таким расчетом, чтобы успеть на общение жен служителей, к 19 июня.


Начало пути

По приезде в Канск закупили все необходимое и в ночь выехали в путь. Впереди не одна сотня километров дороги. Нас шесть братьев, группа сборная. Двое из Канска, двое из Новокузнецка, брат Герман из Курагино и брат Владимир из Кордово. Останавливаясь лишь для заправки автомобиля и коротких перекусов, мы проехали 1 600 километров и в воскресение в шесть утра подъехали к дому молитвы в Киренске. Здесь богослужение назначено на одиннадцать часов. Немного отдыха после изнурительной дороги, и мы празднуем вместе с церковью праздник Троицы. Очень порадовала старица, которой уже около девяноста лет. Она прочитала два стихотворения и сердечно помолилась. Бабушка Зина, так ее звать, проживает на другом берегу Лены, домашние ее не очень расположены к посещениям верующих, поэтому не всегда есть возможность встречи со старицей. Приятно видеть этот светлый горящий огонек духовной жизни.


После собрания приступили к ремонту лодок. Разобрали турбины, сделали выбраковку, и появилась нужда в токарных работах. Договорились с токарем на понедельник.

Моросящий дождь изрядно мешал работе, но мы учились смиряться и приспосабливаться к погодным условиям. Ведь Бог послал эту погоду не случайно, и мы старались благодушествовать. К вечеру привезли проточенный вал на белую лодку и все еще под дождем его установили. Обстоятельства осложнялись еще тем, что паром через Лену ходит только до одиннадцати вечера, и местному брату, который намеревался отвезти нас до Подволошино, нужно утром идти к врачу, и отложить этот визит тоже нельзя. Доверяем дни Богу, пусть Он направляет наш труд и руководит нашей работой.


В понедельник вечером грузимся и выезжаем в Подволошино, успеваем на паром, переправляемся на другой берег Лены, безотлагательно продолжаем путь через перевал. Дорога от Киренска до Подволошино заметно хуже, чем в прошлом году, к тому же еще размокла от дождей. В итоге, не доезжая до поселка около тридцати километров, мы отпустили брата из Киренска в обратный путь, чтобы он успел на последний паром.

Непрекращающийся дождь, стремительно надвигающиеся сумерки поставили перед нами непростую задачу – одной машиной дотянуть два прицепа с лодками. Решили преодолеть оставшееся расстояние небольшими перебежками. Два брата остались с одной лодкой ожидать, остальные отправились вперед. Потом оставили двоих, и водитель вернулся за первыми. Таким способом одолели километров десять и поняли, что мы напрасно подвергаем себя опасности, оставаясь одни в диком лесу ночью. Решили оставить одну лодку на дороге, а другую дотянуть до Подволошино. Через несколько десятков метров мы увидели свежие, еще не размытые дождем, следы медведя. Господь великий! Благодарим Тебя за то, что сохранил братьев от хищных зверей!


Только к утру прибыли с двумя лодками к месту спуска на воду. Начавшийся день обещал быть без дождя, чему мы были рады. Начали подготавливать лодки к спуску. Помыли, загрузили, спустили на воду и в десять часов утра уже двигались по воде. Буквально несколько минут хода, как за очередным поворотом мы увидели краснокнижного черного аиста. Грандиозный полет птицы в такую унылую погоду я воспринял как особое Божье благословение.


Непа. Калинина

Вечером достигли поселка Непы. Заправились, посетили бабушку Диану Алексеевну. Она очень обрадовалась нам, помнит наше прошлое посещение. Кратко пообщались с ней и пообещали на обратном пути провести в поселке богослужение.



Уже к темноте мы добрались до охотничьей избушки, где и переночевали. Утром после молитвенного часа и завтрака отправляемся дальше в путь. Едва моросящий дождь доставляет неудобства, но мы не ропщем


Деревня Калинина. Здесь я уже бывал, и помню расположение улиц и те дома, где принимают евангельскую весть. С аккордеоном и гитарой пошли по деревне.


Угловой дом, уже знакомый с прошлого раза. Александр, дядя Саша, приветливо встретил, завязался разговор.


– Здоровье мое уже слабеет. Скоро уже, наверно, конец. Хорошо, что еще сын помогает. Только и занимаюсь тем, что вот телевизор «охраняю»,– сетовал он.


Рассказал нам, что в деревне почти никого не осталось, кто-то умер, кто-то уехал, живут только десять-двенадцать человек. Мы спели «Душе нужен Бог», вышли на улицу. Долго еще разговаривали у калитки и в завершение сердечно помолились о спасении Александра.

В другом доме женщина не желала ни слушать, ни разговаривать с нами:


– Никакого Бога не надо!


– Давайте я вам песню спою про маму?


– Нет, не надо! Я о маме песен вообще не слушаю, она погибла в восемьдесят четвертом году в авиакатастрофе. Тогда четверо человек погибло из нашего родства, и с тех пор я не могу слушать песен про маму.


В этом доме была сердечная молитва Всемогущему Богу об утешении и благословении.

Нам сказали, что паводком утопило лошадей и теперь мужчины пошли сжигать останки животных, чтобы медведь не пришел. На берегу мы встретили этих мужчин. Поздравили их с Троицей, раздали литературу, спели несколько песен и отправились в Преображенку.


Преображенка

К вечеру прибываем в Преображенку. Радостная встреча с сестрой в Господе Светланой Петровной. Приятно встретиться и с дядей Володей, ее мужем. Пока перевозили вещи на мотоблоке, узнали нужды семьи. Преображенку постигло большое горе в эту весну. Паводок был критически высоким, и затор льда ниже по реке повлек стремительное повышение уровня воды. Лед с неимоверной скоростью мчался по бурной воде и словно проверял на прочность прибрежные укрепления. Высокий яр надежно защищал село от бушующей стихии, но озеро, находящееся внутри села, стремительно наполнилось, и в нем сорвало лед. Эта льдина размером во все озеро поплыла и на своем пути снесла жилой дом и постройки. Вода затопила практически все село, некоторые дома – под самые крыши. После такого ЧП в Преображенку приезжал глава области, стоял вопрос о закрытии села, но необходимый процент голосов набран не был, и село после пережитого потрясения понемногу стали восстанавливать.


В молитвенном зале мы помыли полы, навели порядок, так как после паводка он представлял собой печальное зрелище: много песка и высохшего ила, прилипшего к полу. Хозяевам непросто было все прибрать, но своевременная братская помощь оказалась как нельзя кстати. Помогли также вспахать огород и посадить картошку.


Дядя Володя, добрая душа, хотя и не верит открыто Богу, но очень расположен к евангельской вести. Наутро он наловил рыбы, мы вместе с ним почистили ее и пожарили. Совместный завтрак, дружеское общение за столом – это семена человеколюбия и простых межличностных отношений, их благословляет Бог. Молимся, чтобы вся семья Светланы Петровны служила Всемогущему Богу.


После утреннего собрания мы пошли раздавать газеты. Поздравляли сельчан с великим праздником Троицы. Брали все, так как о празднике знают многие и не прочь получить поздравление в виде газетки и маленькой книжечки.


Ближе к вечеру отправляемся дальше вниз по течению. Впереди поселок Ерёма.

Погода наладилась. Изнурительный дождь уступил место игривому солнцу. Лодки легко скользят по большой воде, и слава Богу, что есть такая возможность нести евангельскую весть по этим северным рекам.


Ерёма

Высокий тальник на берегу. Причалить к вязкому песку непросто, торчит множество кустов. Ничего, надеваем сапоги и пробирается к домам.


Первый дом, двое мужчин рассказали о паводке в поселке, о том, как пережили непростую неделю. Сначала на крыше дома, потом перебрались в тайгу в зимовье. Очень внимательно слушали наше свидетельство о Боге, после мы сердечно помолились.


В следующем доме с улыбкой на лице нас встретил Славик. Зоя, его дочь, тоже вышла. Вот только все наши слова хозяин обращал в шутку.


– Не шутить надо, а серьезно относится к духовным истинам. Перед Богом отшутиться не получится,– увещевали мы Славика.


Поселок вытянулся вдоль реки, на самом краю встретили женщину. Из прошлых посещений помним, что здесь живет дедушка Радий Николаевич. Поговорили с женщиной, спросили о здоровье дедушки – ему уже 94 года, и еще в здравии. Наша собеседница сердечно благодарила за пение и молитву.


Познакомились с Андреем.


– Хотите, мы сейчас вместе совершим молитву за вас? – предложили ему.


– Я первый раз в такой ситуации… Не знаю, соглашаться или нет.


Мы помолились, и Андрей с радостным лицом благодарил нас за такую сердечную молитву.

В каких-то домах наотрез отказываются принимать даже простое поздравление с Троицей. Как будто не желают вспоминать про великий христианский праздник.



Уже собрались идти к лодкам, как увидели идущего навстречу человека. Разговорились и прямо посреди пустого поля спели и помолились за него и его брата, который находится в горячей точке. Мужчина очень эмоционально реагировал, было видно, что христианское пение и слова участия задевают в нем глубокие душевные струны.


К ночи подъехали к избушке, расположились на ночлег, поужинали, помолились. Во время молитвы услышали гул водомета. По звуку поняли, что водомет причалил, услышали крики и поняли, что к нам наведались нетрезвые местные жители. Два парня и две девушки ехали из Ербогачёна в Ерёму. Ночная беседа затянулась далеко за полночь, было спето много христианских песен. Посетители уже было отчалили, чтобы плыть дальше, но причалили снова – вспомнили, что забыли задать какой-то вопрос, и общение вновь продолжилось. Их интересовало все. Кто разрешил ночевать в избушке? Почему тратите свой отпуск на поездку на север, а не на юг? И так далее, и так далее… Было искренне жаль этих людей, в пьяном состоянии подвергают опасности себя и близких, плавая ночью. Уже начало светать, когда наши шумные гости продолжили путь. Ночной визит сдвинул наши планы, пришлось корректировать расписание дальнейшего движения.


Оськино

Поселок Оськино расположен вдоль берега. Вернее, от поселка осталось всего несколько жилых домов. Только причалили, как видим – к нам спускается местный житель. От него мы узнали, что и здесь кто-то умер, кто-то переехал, в поселке осталось только человек десять. Он нам показал, где живет, и мы, помолившись за Евгения, так звали его, отправились искать жителей.


Обжитый дом, хозяина звать Николай. Добродушно встретил нас, выслушал, с чем-то соглашался, на какие-то вопросы скромно отмалчивался, нашу молитву воспринял без особого воодушевления. Сердце невольно сжимается от людского равнодушия, ведь вопросы души должны быть для человека первостепенными. В другом доме узнали, что вчера хозяин Михаил и его жена Ирина перевернулись на лодке и Бог чудом сохранил им жизнь. Засвидетельствовали им о великом милосердии Божьем, призвали ценить земные дни. Оставили литературу и побудили читать.


На краю поселка живет геолог Евгений, человек образованный, но, к сожалению, очень увлечен политикой. Но и здесь побудили читать Евангелие, ведь Священное Писание просвещает разум и формирует правильное мировоззрение.


Отплыли от берега, чтобы обедать на воде, потихонечку сплавляясь по течению. Погода прекрасная, солнечная, сердце поет и ликует, что дело благовествования продолжается.


Ербогачён

Изнурительный гул моторов стих, когда причалили к пристани Ербогачёна. Частный причал был наполовину пуст. Длинные выходные повлекли народ на рыбалку и охоту в лес, на пути мы видели много встречных лодок. Нашли машину, чтобы перевезти вещи и направились в молитвенный дом пятидесятников. Эта группа христиан очень расположена к нам, мы знакомы с ними давно. Ответственного в этот раз не было, но друзья приняли нас очень радушно и предоставили свой дом нам для ночлега. На следующий день мы разделились на две группы и направились в село раздавать газеты и приглашать на богослужение.

Подошли к большому ухоженному дому. Хозяин, которому уже за восемьдесят, добродушно нас встретил. Мы подарили два номера газеты и поздравили с Троицей. Один из номеров газеты был посвящен теме молитвы.


– А мы никогда не переставали молиться. И веру не искоренили в советское время,– заявил дедушка.


– И вы имеете свидетельство, что Бог простил вам грехи?


– Кто знает,– прозвучал неопределенный ответ.


– А когда вы узнаете, прощены вам грехи или нет? – спросил брат.


– Когда придем на суд Божий, тогда и узнаем.


– А если получится так: узнаете, что грехи не прощены?


– Ну, значит, в ад попаду. Кто-то и там должен быть. Кто-то же должен рай обслуживать.


– Какая же жалкая вера! Всю жизнь молиться и потом попасть в ад! Или вы думаете, что можно потом вымолить душу и из ада в рай душу пересадить?


– Не-е-ет,– многозначительно тут же ответил старец.


– Читайте Евангелие! Бог никогда не обманывал, и в Писании есть обетования, которые принадлежат всем любящим Бога.


Подарили «Слово жизни», и брат прочитал соответствующие тексты из Священного Писания. Пригласили на собрание, но добродушный дедушка не пришел.


Ербогачён – районный центр, село большое по здешним меркам, обойти его весь нам не удалось. Газеты и Евангелия все раздали. Солнечная погода к вечеру изменилась – пошел дождь. В этом мы видели особое благословение для села: почва в Ербогачёне песчаная, а дожди здесь очень редки, поэтому дождику здесь особо рады.


Вечером встретились с местным православным священником после вечерней службы в храме.


На следующий день в одиннадцать часов утра пришли местные верующие, и мы провели хорошее богослужение. Звучали проповеди и песнопения, местные тоже участвовали. Продолжили общение за совместной трапезой. И в два часа дня мы отправились на берег. В планах подняться до ночи до Преображенки, а это 240 километров вверх по воде.


Мимо Оськино проходим, не останавливаясь. Движемся по реке против течения, да еще по большой воде и в дождик. Небо то затянуто тучами, то появляются просветы. На подъезде к Преображенке нас настиг проливной дождь, но по милости Божьей мы преодолели этот участок, и за очередным поворотом дождь закончился. Вещи разгружали посуху.


Переночевали в молитвенном доме, наутро провели собрание с вечерей. Очень радостно за сестру Светлану Петровну, она здесь как светильник Божий. Дядя Володя вновь угостил нас рыбой. И вновь минуты прощания, которые так хочется отложить на потом. Махали друзьям и их дому до самого поворота.


Лодки быстро набирают скорость, выходя на глиссер. Впереди 130 километров до Непы.



Вновь Непа

К поселку подошли вечером и сразу направились на богослужение, которое заранее назначили. Господь благословил наш путь, мы без поломок и задержек прибыли к запланированному времени. На лужайке соорудили импровизированное место для служения, поставив в круг напиленные чурбаки. Погода солнечная, но прохладный ветерок напоминал о еще не отступившей весне. Сельчане, пришедшие на богослужение, внимательно слушали песни и стихи, а также проповедь брата, изредка задавая вопросы. Мы не стали затягивать богослужение, но после долго общались в свободной форме, радуясь здоровому благорасположению людей. Особенно радовался я за Диану Алексеевну, старицу, с которой познакомился в прошлом году. Несколько дней назад при встрече с Андреем Николаевичем она спросила про меня, приехал ли. Приятно было слышать, что она помнит меня, пение под гитару в ее доме не прошло бесследно.


Вечером планировали отправиться ночевать до зимовья, но нас пригласил на вечерний чай Сергей, брат из зарегистрированной общины. Он с семьей был очень рад нашей встрече. Мы согласились, и общение за столом затянулось до полуночи. На улице заметно похолодало, на реку спустился туман, и мы с радостью приняли предложение Сергея переночевать у него, ведь идти по реке на незнакомую избу, по туману, да к тому же еще и ночевать при явно минусовых температурах очень не хотелось. Помолившись, с благодарностью остались в теплом доме гостеприимной семьи.


Утром по реке спускался густой туман. Пока мы позавтракали и провели тихий час, солнце растопило клубы водяного пара, а беседа за столом с хозяином дома продолжалась еще долго. Его волновали вопросы предопределения и практической христианской жизни. В обеденное время мы отчалили от берега Непы. Сергей нас провожал, мы стали уже друзьями.


Путь вверх до Подволошино был непростым, но радостным. Впереди последние километры по воде. Лодки скользят по водной глади, образуя за собой кипящий вал. За дни путешествия по воде привыкаешь к монотонному гулу мотора, к скорости лодки и довольно аскетичному дорожному быту. В разговорах между братьями уже обсуждаются планы на будущий год. Так, общаясь в пути, точно по рассчитанному времени прибываем в Подволошино. Пока грузили лодки на прицепы, подъехал брат Борис из Киренска. Обратный путь до города прошли гораздо легче, чем когда ехали к реке. Дорога подсохла, и двигаться по ней было приятней. Несмотря на пробитое колесо на прицепе, мы успели на паром, на который с трудом поместились.



В Киренске разгружаем лодки, в ночь выезжаем в Канск.


Гул мотора нашего автомобиля отличается от рокота лодок – звучит то громче, то тише, так как до Усть-Кута дорога грунтовая и не везде хорошая, но, утомленные трудом, братья все равно засыпают. Водитель и брат, сидящий на переднем сидении, мирно общаются и, словно передавая вахту, через время пересаживаются на задние сидения, уступая руль другим. Так добираемся до Канска.



– Пристегните ремни безопасности! Мы приступаем к снижению! – Голос стюардессы вернул меня в реальность, ведь мысленно я все еще где-то на севере.


Самолет приземлился в Новокузнецке, и радостная встреча с женой и детьми, приехавшими встречать, наполнила вечер ощущением праздника. Действительно, такую поездку хочется закончить славословием великому Богу за оказанную милость быть распространителем Благой Вести далеко на севере.


Николай Яковлевич Янц

Comments


bottom of page