top of page
  • А. Денисова

По Подкаменной Тунгуске и Енисею


Вопрос, который долго не давал мне покоя


Около года назад, на общении в кругу друзей, брат-служитель задавал вопрос: «Насколько ты реализовался во Христе?» Этот вопрос долго не давал мне покоя. В жизни все есть, все устроено – быт, работа, жилье, постоянное служение в церкви – давняя и стабильная нагрузка, порою кажущаяся чрезмерной… Точно ли это то, чего ждет от меня Бог, точно ли там, где Он хочет меня видеть? Анализируя свою жизнь, я понимала, что служению еще не хватает глубины, что нередко в решающий час перевешивает жалость к себе, и стало стыдно – годы труда уходят, а ощутимого плода все нет… Каялась, осуждала себя, просила у Бога, чтобы наполнил мою жизнь полноценным служением Богу и ближним. Ждала перемен.

Совсем скоро пришел январь, а вместе с ним – ежегодная общебратская конференция по благовестию, которая проходит в нашем доме молитвы. Впервые за последние годы на воскресное служение в поместной церкви после конференции остались гости, среди них был и брат Олег Адамович Любич. Когда во время проповеди он рассказывал о своем служении на Таймыре, в моем сознании отчетливо прозвучало: «Вот туда бы я поехала...» Это было как короткая молитва, мысль, о которой я никому не сказала. Следующим вечером брат Олег рассказывал о своем труде в кругу нашей молодежи. На эту встречу я не попала, так как работала во вторую смену. А еще через неделю на молодежном узнала от друзей, что собирается группа для благовестия на катере по Енисею. И тут встали новые вопросы: мое ли это? Туда ли посылает Господь? Как отнесутся родные? Как взять отпуск – ведь на предприятии уже составлен график, по нему у меня совершенно другие планы, а нужен месяц, да еще летом?.. Вопросов было много, но как только получила внутреннее утверждение, что это пришло от Господа, они стали таять как туман. Бог их все решил.


В путь


И вот позади месяцы сборов и подготовки. Раннее утро, прощальная молитва в кругу друзей и путь в аэропорт Москвы, откуда нам предстояло лететь до Красноярска. В Красноярске нас встретил местный брат Алексей. С некоторым трудом погрузились в его автомобиль – вещей у нас оказалось больше, чем мог вместить багажник,– и поехали к нему домой для ужина и короткого общения. Тем же вечером брат отвез нас на теплоход «Александр Матросов», на котором нам предстояло полтора суток идти по Енисею до поселка Бор, там была назначена встреча с остальными участниками группы благовестия.

Стоит сказать, что река – это единственная наземная возможность добраться в летнее время к основным населенным пунктам на маршруте «Красноярск – Дудинка». Автомобильных дорог в этом крае нет, как и железнодорожного сообщения. В холодное время года функционирует зимник. Между крупными городами летают самолеты, а в поселки – вертолеты.

От брата Олега нам было дано поручение – засвидетельствовать о Христе пассажирам теплохода и встретиться с капитаном. Сердце трепетало, мы не находили в себе смелости для знакомства с людьми, но укрепились надеждой на Бога. Рано утром теплоход отправился. После завтрака мы вышли на палубу. Было солнечно, теплоход шел мимо живописных берегов, Енисей восхищал своим величием – не только мы, но и другие пассажиры прогуливались на палубе или сидели на лавочках, любуясь открывавшимися видами. Мы начали петь. Кто-то ушел подальше от нас, кто-то, наоборот, перебрался поближе и стал слушать. После нескольких исполненных песен попытались беседовать с людьми, предлагая газеты «Веришь ли ты?» на тему праздника Троицы. Удивительно, но люди достаточно охотно шли на диалог – чего нет в нашем родном городе, где все постоянно куда-то спешат. Беседы получались длительными, люди задавали много вопросов, а сами мы учились утверждать авторитет Писания, вслушиваться в переживания людей и внутренне вымаливать у Бога нужные слова, чтобы дать ответ на непростые и серьезные вопросы собеседников. Спешить было некуда – теплоход неторопливо резал водную гладь, дорога между населенными пунктами занимала часы, поэтому беседы длились и длились. Кто-то успел прочитать подаренную газету и уже сам обращался к нам с вопросами. Люди интересовались всем – и непривычно скромным внешним видом, и нашими личными целями и убеждениями, и разницей с вероучениями других конфессий. Этот интерес нужно было перевести в нужное русло – указать на единственного Спасителя и Его Слово.

На второй день пути состоялась встреча с капитаном. Он оказался хорошим знакомым брата Олега, поскольку тому не раз приходилось вместе с семьей и одному быть пассажиром этого теплохода. Нас привели прямо в рубку. Там одна из сестер рассказала стихотворение, мы спели несколько христианских песен, напомнили о любви и милости Божьей. Капитан теп­лохода Сергей Владимирович, доброжелательный, умудренный жизнью человек, очень расположен к вести Евангелия. Нам он рассказал о назначении судовых приборов, о жизни в этих суровых краях, о самом корабле и о том, как это – быть моряком. Больше часа длилось наше общение.


Поселок Бор


Вечером второго дня мы сошли с теплохода в Бору. Песчаный берег, подъем по крутой высокой лестнице к самому поселку, сосновый бор, подаривший название населенному пункту. Поселок достаточно большой по северным меркам – около трех тысяч жителей, есть школа, где можно получить полное среднее образование, и больница. Есть также и аэропорт – через поселок проходят многие воздушные трассы, там нередко садятся самолеты для дозаправки, поэтому в нем еще бурлит жизнь. На дорогах – песок, который периодически ровняют и утрамбовывают грейдером. В ходу уазики, «нивы», вездеходы и квадроциклы. Много магазинов. Дома в основном одноэтажные, но в центре стоят и дощатые двухэтажные квартирные дома. Основные занятия жителей – обслуживание инфраструктуры поселка, а также земледелие, рыбалка, охота. Практически у каждой семьи есть огород, где в летнее время стараются вырастить как можно больше зелени, овощей и ягод, поэтому вы нигде не увидите газонов и цветников – это совершенно нецелесообразно. Ходят и в лес – за грибами и ягодами. Газа нет, дома топятся дровами, реже электричеством, но это очень дорого. Воду на полив берут из реки. Продукты в летнее время доставляют раз в неделю – баржей, хлеб привозят один раз в несколько дней. Зимой – по зимнику или по воздуху. Многие жители держат скотину и птицу – коров, коз, кур.

В Бору есть небольшая группа верующих нашего братства, 10 членов церкви. Самой молодой – многодетной матери – чуть за сорок, остальные сестры и два брата старше. Вот уже около тридцати лет здесь проводит богослужение брат Александр, и только в этом году сюда переселилась на миссионерское служение молодая семья – мы не застали брата и сестру, они в это время оформляли документы в Красноярке. Местные братья и сестры встретили нас очень радушно, накрыли стол, за которым после совместной трапезы мы провели небольшое знакомство, рассказали о себе, расспросили о них. С этой первой встречи мы почувствовали себя родными: прежде незнакомые, друзья так радовались нашему приезду, так спешили послужить всем, чем могут, что у нас совершенно пропало ощущение, что мы находимся за несколько тысяч километров от своих домов и родных.

Через день после нашего приезда – по календарю праздник Троицы, поэтому накануне праздника мы прошли по поселку с газетами, приглашая людей на богослужение. Встречали нас в основном приветливо, от литературы не отказывались, улыбались, обещали прийти, но… не пришли. Конечно, нас это немало опечалило, но верим, что Бог продолжит свой труд в сердцах людей.

Наше присутствие в праздничный день в Бору само было праздником для местных друзей – их редко посещают гости. А мы переживали – не видели в себе больших способностей, нет среди нас выдающихся проповедников и певцов, но Господь благословил и умножил то немногое, что у нас было. Служение получилось торжественным. Слава Богу!



Несколько дней до приезда остальных участников благовес­тия мы провели в общении – то одна, то другая сестра звала в гости. Побывали и на рыбалке. Сестры и братья очень здесь активные, любят быть в движении, любят читать, с удовольствием поют и рассуждают над Словом Божьим.

К вечеру четвертого дня в Бор приехал еще один участник группы, наш проводник и один из капитанов Владимир Иванович Мамонтов. Любящие общение братья и сестры вновь собрались, накрыли стол, настроились на длительное совместное общение. Брат познакомился с нами, пригласил к молитве, спел несколько песен. Он намного старше нас по возрасту, но это нисколько не помешало нашему доброму общению и сердечной дружбе впоследствии. Нас объединял один Господь, одно дело, и это для всех было очевидно.

На следующее утро мы наконец-то встретились с другими участниками группы, которые шли к нам на катере из Дудинки. Знакомство, последние сборы и приготовления, погрузка, проводы – и вот уже наш катер пересек Енисей и пошел по Подкаменной Тунгуске.


На Подкаменной Тунгуске


Наша группа состоит из тринадцати человек. Пять братьев и восемь сестер из Тулы, Воронежской области, Брянска, Норильска; самому юному участнику группы – шестнадцать, самому старшему – шестьдесят девять. У брата и сестры из Воронежа с собой скрипка и виолончель – постоянные спутники наших богослужений в поселках, сестра из Норильска аккомпанировала на фортепиано.

Конечной точкой на этом участке маршрута наметили эвенкийское село Байкит. До него решили идти без длительных промежуточных остановок, так как уровень воды продолжал падать и задержка грозила серьезными трудностями для катера и всех нас. В некоторые поселки заходили, но лишь затем, чтобы оповестить, что на обратном пути хотим провести богослужение. В течение дня останавливались только по техническим нуждам – набрать воды в горном ручье, немного отдохнуть капитанам после сложных участков пути или на ночлег. Ночью не шли, хотя в этом районе уже не темнело, только на пару часов заходило солнце. Сестры, как правило, ночевали на катере, братья – в палатке на берегу.

Яркое впечатление произвело первое прохождение порогов. Река как будто кипела, катер шел неровно, все, кто в тот момент, были на корме, зашли в каюту и напряженно всматривались в бурлящую воду: в этих местах подводные скалы представляют серьезную опасность. Но Бог провел нас и сохранил. В других местах только некая напряженность наших капитанов выдавала незримую для остальных участников опасность, мы же от души наслаждались неповторимыми видами вокруг – нагромождениями каменных скульптур, безмолвным величием тайги, непередаваемо близкой синью небес, с удивительной точностью отражавшихся в зеркале речной глади. Кругом ни души, поселки разбросаны по берегу далеко друг от друга, других катеров нам практически не встречалось, окружающую тишь нарушал только гул мотора. Берега, еще недавно покрытые водой, на наших глазах расцветали – золотисто-оранжевые лепестки разворачивали купальницы, то здесь, то там на камнях виднелись светлые звездочки сон-травы. Яркая, насыщенная, не выжженная еще солнцем зелень. Деревья – огромные, как сторожа-исполины. Несколько раз нам встречались оползни – землю размыло, и «огромные исполины» сползли в воду вместе с почвой… Бог благословлял наш путь прекрасной погодой – ярко светило солнце, дул небольшой ветерок, при движении и насекомые не досаждали. Ели в основном на ходу – кипяток в термосах, бутерброды. Пока катер двигался, кто-то отдыхал в носовой части, кто-то читал, кто-то на корме общался и любовался видами. Как только приставали к берегу, братья спешно пришвартовывали катер. Сестры занимались приготовлением пищи: на берегу во время остановок – на газовой горелке или на костре. Во время движения запускали генератор и тогда готовили в скороварке.

Первый раз мы ночевали возле небольшого поселка Кочумдек, где живут староверы. Как и во многие другие поселения староверов, в Кочумдек долгое время не было никакой возможности попасть с благовестием, к нам староверы относятся как к еретикам, не подпускают близко. Но за годы труда кое-какие знакомства братьям все же удалось завязать. Надо сказать, что в подобных селениях на первых этапах доверие местных завоевывал Владимир Иванович, отчасти благодаря добротной бороде, а больше всего –давнему личному знакомству. Там, где для брата Владимира еще открывались двери, для нас они оставались закрытыми. Несколько любопытных взглядов – вот и все внимание, на которое мы зачастую могли рассчитывать.

Поутру ночевавшие в палатках были разбужены звуком беседы – к брату Владимиру пришел один из знакомых староверов, и они долго разговаривали возле костра. Потом вместе ушли в поселок. Как сказал брат Олег, иногда нужно и такое благовестие – когда благовествует один, а остальные могут просто общаться между собой и готовиться к общему служению в будущем. Спустя некоторое время Владимир Иванович вернулся, принес гостинцы – полмешка картошки и большой кусок оленьей туши, а еще пять литров простокваши. Бог удивительно заботился о нашем пропитании. Не раз и не два незнакомые люди угощали нас свежими домашними продуктами – яйцами, хлебом, мясом, рыбой, молоком.

Второй раз мы ночевали возле избушки охотника, зимовья. Бог подарил нам прекрасный вечер, мы могли непринужденно пообщаться. А еще сохранил. Дело в том, что неподалеку от избушки, на берегу, мы видели медведя, а поднимаясь по тропинке к зимовью, распознали на ней следы этого могучего хищника. Наверное, ложась спать в тот вечер, мы особенно сознавали, что наша безопасность всецело зависит от руки Божьей.



Байкит. Куюмба


К концу третьего дня мы дошли до крайней точки маршрута, которой можно было достигнуть на катере – села Байкит. Это большое, очень живописное поселение на берегу Подкаменной Тунгуски. Его населяют около трех тысяч жителей. Там есть церковь нашего братства, есть молитвенный дом, есть служитель – брат Константин Гылымзянов. В церкви есть дети и молодежь. Встретили нас радушно – горячо натопленной баней и вкусным ужином, разместили на ночлег. Наверное, в тот вечер мы особо оценили возможность помыться и отдохнуть в мягких постелях без шума волн и качки.

В Байките нам предстояло провести три дня. Первый день был днем отдыха, общения и подготовки к дальнейшим служениям. Подбирали стихотворения и песни, долго репетировали. Вечером участвовали в богослужении местной общины. После вместе с байкитской молодежью выехали для общения на природу. Знакомились, пели, жарили на костре сосиски, удивлялись особому колориту белых ночей. Вернулись на ночлег далеко за полночь.



Утром предстояло отправиться еще на 120 километров выше по реке, в поселок Куюмба. Уровень воды уже сильно упал, братья решили отправиться двумя моторными лодками. Наша группа – 13 человек, в лодки могло поместиться десять, кроме того решили взять брата, гостившего в тот момент в Байките. Четверым из нас пришлось остаться. Остальные разместились в двух лодках и отправились в путь.



Разницу между лодкой и катером ощутили сразу – гораздо меньше места, ничто не защищает от ветра, понадобилось одеться гораздо теплее. Но в поездке на лодке есть и своя неповторимая романтика, особенно если есть возможность тут же пить из железных кружек горячий душистый чай и заедать бутербродами. Путь в Куюмбу занял около пяти часов. Беседовали, любовались неповторимыми видами природы – снова видели медведей, оленей, вспугнули не одну стаю уток, рассматривали горевшие огоньками купальниц берега, изумлялись молчаливому величию тайги, следили за полетом хищных птиц…



На берегу нас уже дожидались местные друзья. В Куюмбе есть дом молитвы, есть небольшая группа верующих – восемь человек. Служителя нет, местный брат проводит богослужения. Пока ждали нас, оповестили местных жителей и пригласили на богослужение в клуб. Собралось около тридцати взрослых и детей. Служение шло около двух часов, люди слушали внимательно. Не все остались до конца служения, но те, кто остались, имели возможность получить в подарок литературу и задать благовестникам вопросы. Для детей сестры рассказали историю сотворения мира по картинкам.

Короткий перерыв – и вот уже вместе с местными верующими мы в доме молитвы: пользуясь приездом служителя, решено было совершить хлебопреломление. Близилась полночь, преломлялся хлеб, раздавалось вино – и мы ощущали себя участниками той самой первой вечери, ощущали чудо единства с братьями и сестрами вот только пару часов назад совершенно незнакомыми, но такими родными во Христе. И это чудо было тем, ради чего стоит преодолевать километры и водные пороги, пренебрегать привычным комфортом. Верующие, живущие там, не избалованы общением, частыми посещениями гостей, глубокими проповедями, они по-детски радуются самому прос­тому вниманию, самой обычной возможности спеть гимн общего пения не просто своей группой, а вместе еще с кем-то. Приезд служителя с вечерей для них праздник. Одна из местных сестер делилась, что днем очень плохо чувствовала себя, не могла подняться с постели и слезно умоляла Бога, чтобы позволил ей побыть на богослужении. Вечеря глубоким вечером субботы – это торжество. Глядя на их радость, невольно начинала проверять свое отношение к богослужениям, проповедям, хлебопреломлению: живя в городе, где нередки гости, где много возможностей для различных видов богослужений, настолько ли я дорожу ими, как эти простые сестры-эвенки?!



Ночевали мы группами у местных верующих, а уже в пять утра снова стояли на берегу, готовились отправляться в обратный путь. Он занял всего три с половиной часа. Ради нас начало воскресного служения в Байките перенесли на 12 часов дня – у нас было немного времени, чтобы позавтракать, переодеться и приготовиться к собранию. Оно получилось насыщенным – проповеди, участие. После – общая фотография с поместной церковью на ступеньках лестницы, ведущей в молитвенный дом.



На следующее утро мы отправлялись в обратную дорогу, вниз по Подкаменной Тунгуске. Многие из местных друзей пришли на берег проводить нас.


Полигус


Поселок Полигус. Живописно раскинувшийся на берегу реки, он встретил нас журчаньем текущего с горных склонов ручья, запахом нагретых солнцем дровяных поленниц, молчаливыми окнами деревянных домов. Брат Владимир договорился, что нам позволят провести служение в клубе, мы взяли литературу и пошли по поселку по двое, приглашая людей на богослужение. В одном из последних домов сидела компания изрядно выпивших людей – один увязался за нами, сопровождая до самого катера. Оказалось, что братья к катеру еще не вернулись, и нас охватил испуг – поспешили укрыться в катере. Но одна из сестер оказалась более благоразумной. Она, фельдшер по образованию, с собой имела аптечку и, заметив, что у этого человека перевязана рука, поспешила оказать помощь. Он поранился ножом, будучи в состоянии опьянения. Сестра промыла рану, заново забинтовала и отправилась с этим человеком к клубу – он решил прийти на богослужение. А я получила для себя очередной урок: хорошо в первую очередь слушать Господа, а не поддаваться эмоциям.

На богослужение собралось около тридцати человек, из них всего пять или шесть взрослых, остальные – дети и подростки. Женщина, открывавшая клуб, поначалу казалась не очень расположенной к нам, но после помогла разместиться, принесла стулья, чтобы благовестники могли сесть. И все служение зорко следила за порядком: стоило кому-то из детей заговорить или начать перемещаться по залу – строго одергивала того. Дети и подростки потом еще дожидались нас у выхода – задавали вопросы о Боге, о жизни, о Библии, а после провожали до катера. У некоторых из них мы взяли номера телефонов для дальнейшего общения.




Наши впечатления о поселке кое-что омрачило. Еще когда раздавали газеты, заметили: многие жители к вечеру уже нетрезвы. Один из подростков, пришедших на богослужение, тоже был сильно пьян. Он не досидел до конца, ушел, а к моменту нашего выхода из клуба уже совершенно не мог стоять на ногах. Местные отнеслись к этому спокойно, похоже, подобная картина для них не редкость. Когда с горечью в сердце мы рассказывали об этом в Бору, дочь одной нашей сестры сказала: «Да, многие пьют, и не только там, а везде. А какие перспективы? Работы нет, образование – начальное, дальше уезжать надо. Из развлечений только дискотеки и выпивка». От обрисованной ею картины стало еще горче.

Опасаясь пьяных, возле Полигуса ночевать не стали. Катер медленно отходил от берега, а в сердце острой болью звенел вопрос: на кого мы оставляем этих людей, детей и взрослых? Кто расскажет им о смысле жизни, о счастье в служении Богу? Кто ответит на их сердечные вопросы, кто еще вновь и вновь разъяснит им истины Евангелия, кто будет поливать то, что посеяно? Не спросит ли Бог с успешных и благополучных христиан из больших, устроенных церквей, которые оказались глухи к скорбному зову тех самых нив, давно побелевших и поспевших к жатве?.. На эти вопросы у нас не находилось ответа. Да, можно сказать, что Бог продолжит Свою работу в сердцах и без нас. Действительно, продолжит. И это единственное, что утешает – у Божьих семян нет срока годности. Но не перекладываем ли мы на Бога то, за что отвечать Он поставил нас, сказав: Идите, научите, крестите. Идем, но научаем ли? Сколько будет длиться учение с перерывом в год между уроками? Будет ли оно успешнее сейчас, чем в случае, если бы здесь жила миссионерская семья?..

Пристали к берегу на ночлег возле зимовья. Сестры, как всегда, расположились на катере, братья решили не ставить палатку, а заночевать в избушке. И тут снова мы оценили заботу Божью – оказалось, что после нашего первого ночлега, в избушке побывали медвежата – рассыпали сахар, крупы, погрызли ведра, стащили матрасы с лежанок. Вновь горячая молитва о Божьей защите – и еще одна спокойная ночь под сенью Всемогущего.


У староверов


Утром отправились дальше. Пара часов – и вот уже мы высаживаемся на берег возле Кузьмовки – поселка, где живут староверы. На высоком берегу выстроились дома, создавая идеально ровную линию, возле них, поясом, деревянный настил тротуара. К реке тянется по склону длинная деревянная же лестница. Стоило пристать к берегу, и тут же наверху, на тротуаре, показались головы деревенских ребятишек, разглядывающих незнакомый катер,– кто же на нем прибыл, а навстречу к нам спускался один из старейшин.



Он оказался знаком с Владимиром Ивановичем, увел его домой, мы остались на берегу петь. «О молитва», «О наш Отец на небесах», «Хочет всех людей Гос­подь благословить»… То возле одного дома, то возле другого появлялись и исчезали головы любопытных слушателей, но попыток подойти поближе никто не делал. В традиции старообрядческого богослужения нет привычных нам песен, поэтому там, где мы останавливались возле их поселков, пение всегда вызывало живейший интерес. Особенно пение в сопровож­дении скрипки и виолончели. Однако этот интерес нередко сдерживался строжайшими запретами на общение с нами. Вот и здесь – больше часа мы пели, играли, но никто не подошел, через время и самые любопытные скрылись в домах.



Только на окраине поселка из-под сени дерева за нами продолжали наблюдать трое молодых людей. Мы с одной сестричкой решили попробовать пообщаться, подошли к ним. Они отреагировали настороженно, вступать в диалог не спешили. Мы же столкнулись с очередной проб­лемой: как выстраивать беседу с ними? Как с неверующими? Но они себя таковыми не считают. Ну и что, что не читают Писание, зато регулярно ходят к вечерне и заутрене, строго соблюдают обряды и постановления, которым научены. Попытались спросить о их богослужебных традициях, но они не спешили откровенничать с незнакомками, слушать же о наших традициях им тоже не было интересно. По крайней мере, они не ушли совсем. Мы получили еще один урок: насколько важно не просто иметь слово от Бога, а уметь это слово передать на доступном людям языке. Позже мы узнали, что один из этих молодых людей – сын старейшины, с которым беседовал Владимир Иванович. Дай Бог, чтобы и эти сердца и дома открылись для евангельской вести.

Заночевать решили возле поселка Кочумдек.

Нашли поляну, огороженную кустарниками, где можно было развести костер, поставить палатку, поужинать. Поселок был выше по склону, над нами проходила дощатая мостовая тротуара. Как только мы начали хлопотать, готовясь к стоянке, на тротуаре показались любопытные – детвора и взрослые пытались на расстоянии определить, кто мы такие и что собираемся делать. Близко не подходили.



Мы и не ожидали этого, планируя просто спеть несколько десятков песен,– хорошо если нас послушают хотя бы издалека. Но у Бога были Свои планы. По тропинке прямиком к нам направлялись женщина с девочкой. Они подошли, поздоровались, женщина спросила, кто мы. Баптисты?! Она очень обрадовалась. Ее зовут Инной, с нашими братьями и сестрами она знакома давно и с некоторыми дружит. Когда-то, еще ребенком, получила от благовестников «Детскую Библию», очень охотно ее читала, а потеряв, долгое время мечтала приобрести вновь. И однажды в роддоме увидела такую же на столике в одной из палат. Так началась ее тесная дружба с верующей сестрой из Байкита. Теперь она общается и с семьями других верующих, живущих в Байките, читает литературу нашего братства, любит песни, которые у нас поются. Слушая ее, мы понимали – вот он, родной по духу человек. Действительно, у Бога есть Свои и там, где мы порой не ждем их встретить. Вечер прошел в общении с ней и ее младшими дочерями. Беседовали, пели, она слушала, порой просила спеть что-то из особенно понравившихся ей песен. Неодобрительные взгляды соседей с пригорка ее не испугали – она и вовсе не обращала на них внимания. Не могли отвлечь и хозяйственные нужды – ждал непрополотый огород, ждали недоенные коровы, а она с наслаждением слушала и общалась. И лишь когда одна из младших дочерей прибежала с банкой молока и сказала, что почти подоила коров, спохватилась и собралась домой. С ней пошли и некоторые из сестер. Спустя время вернулись, и вновь продолжалось общение – до глубокой ночи, пока усталость не взяла свое. Инна пригласила сестер на ночлег к себе, и там еще общались.



На следующий день Инна пришла снова, на этот раз привела с собой свекровь, которой требовался совет сестры-фельдшера. В беседе сказала, что в поселке ее немало притесняют за то, что общается с баптистами, но она намерена продолжить общение. Поделилась горем: неожиданно в больницу попал муж, повредив колено,– на что братья отреагировали и пообещали передать ему сумку с вещами и письмо от нее. Пока Инна собирала сумку, ждали у нее дома, пели, напоследок вместе помолились. И снова удивление – не заученные молитвы звучали из ее уст, а прос­тое сердечное обращение к Богу, такое знакомое каждому из нас. Прощались с надеждой, что Бог совершит Свое дело до конца. Обменялись адресами. Не обошлось без слез – явно ощущали себя родными по духу.

Перед отъездом Бог подарил нам еще встречу. На катер для беседы с братьями поднялся молодой старовер – Петр, к сожалению, не совсем трезвый. Есть такая беда и в староверческих селениях – поскольку учение не запрещает употребления спиртных напитков, а только устанавливает некоторую норму на допустимое количество выпитого, многие начинают этим активно пользоваться. Кроме того, ни одно застолье не обходится без хмельной браги. Не имея внут­ренней свободы от греха, многие оказываются порабощены пьянством.



С Петром братья говорили о ценности Писания, о рождении свыше, без которого невозможно попасть в царство Небесное. С чем-то он соглашался, против других истин протестовал. В конце беседы помолились о нем Богу, прося милости.

Катер отходил от берега, а мы, собравшись на корме, вдохновенно пели «О молитва, о молитва, в жизни Богом ты дана…»


Суломай


Место для следующего ночлега выбрали рядом с поселком Суломай, основное население которого составляет малочисленная северная народность – кето. Подходя к берегу, обратили внимание, что неподалеку от нас рыбачит семья – муж, жена и с ними маленькая дочка. Когда мы сошли на берег, они подошли знакомиться. И тут очередное чудо! Оказалось, что Андрей и Настя (так их звали), уже знакомы с верующими. Когда-то в Суломае проходили богослужения, проводимые нашими братьями-миссионерами из Байкита, и Настя долгое время посещала их, будучи ребенком. Узнала и брата Владимира, непосредственного участника тех богослужений. Вечер прошел в общении. Еще раз напомнили им о истинах Божьих. Позже я поинтересовалась у братьев, неужели они узнали этих людей и потому выбрали для ночлега именно это место. Но нет, это действительно был промысел Божий – место просто показалось подходящим, поэтому здесь и встали. В этот вечер мы полакомились рыбой – частично ее наловили братья, но в основном это был подарок от наших новых знакомых.



В сам Суломай попали уже на следующий день. К сожалению, там не было возможности провести полноценное служение с музыкальным участием, поэтому прошли по домам, раздавая газеты и Библии, беседуя с людьми. Кето сами по себе идолопоклонники, они не преминули нам напомнить об этом с самой первой беседы, но Господь послал нужные слова, чтобы разговор не закончился на констатации этого факта. Каждый человек в глубине души тоскует по истинному Богу, и обстоятельства жизни порой усиливают эту тоску, делают ее очевидной. Вспоминаю Вячеслава, который шесть лет назад похоронил жену и теперь заливает горе алкоголем. Он просил: «Помолитесь обо мне, чтобы мне бросить пить!» Мы молились с ним, прямо возле садовой калитки. Напоследок подарили Библию, которую теперь уже он принял как драгоценный дар, хотя вначале брать не хотел.



Разговорились и с Валентиной, которая тяжело переживает смерть молодого сына.

Чудным образом нашли Галину. Кто-то из нашей группы уже подарил ей газету, но она решила, что они из пятидесятников, которые живут и проводят богослужения в поселке. Сестра-фельдшер спросила, нет ли нужды в медицинской консультации (к слову, в поселке уже шесть лет нет медработника), оказалось, ее дочь нуждалась в осмотре врача. Завязался диалог, в процессе которого сестра пояснила, что мы баптисты. Женщина кинулась обнимать ее, радовалась, как ребенок, повторяя: «Мои! Родные!» Оказалось, она долгое время посещала богослужения в Туруханске, но потом переехала на другое место жительства и «потерялась». На собрания пятидесятников не пошла, не видя соответствия с библейским учением, ждала «своих баптис­тов». И дождалась. У нее дома мы помолились, спели, подарили литературу, взамен же получили сумку с домашним молоком, творогом, сметаной.



Буквально у соседнего дома встретили другую группу, которая тоже оживленно беседовала с мужчиной. Оказалось, что это тоже брат, из тех, кто в свое время посещал богослужения. Сейчас ходит к пятидесятникам, но языками не говорит, читает Библию и молится, как был научен прежде. Помолились с ним вместе, по его просьбе спели гимн «Ты познал ли силу Крови, о, скажи?» и попрощались.

Зашли в администрацию поселка, там двум женщинам подарили Библии.


Подкаменная Тунгуска – Бор


Двинулись дальше. К вечеру дошли до Подкаменной Тунгуски – деревни, что стоит на слиянии Подкаменной Тунгус­ки и Енисея. Впечатление она произвела довольно гнетущее – много домов брошено, да и те, в которых живут, далеко не все в хорошем состоянии. Поделились на две группы, одни пошли налево, другие направо. По сравнению с Суломаем контраст в принятии людьми Слова был сильный – не все соглашались брать литературу. Кто-то утверждал, что верит по-своему, кто-то – что не верит вовсе, а кто-то – что, может, и есть Бог, да только знакомиться с Ним уже поздно. Вторая группа оказалась удачливее – они зашли к женщине, которая была знакома брату Олегу по прежним поездкам, и долго общались, пели.

Пристали в Бору, возле уже знакомого дома друзей. Встречали нас горячими объятьями, расспросами, ужином и баней. Братья и сестричка-фельдшер отправились в больницу – навес­тить Александра, мужа Инны. Передали сумку с вещами, письмо, пообщались. Выяснили, что обследование еще будет продолжено, помолились с ним об исцелении.

Следующий день посвятили отдыху и общению. Вечером богослужение – вечеря. Местная церковь ждала ее примерно полгода – предыдущую совершал служитель во время поездки с группой молодежи по зимнику.



А назавтра нас опять ждала разлука с дорогими сердцу верующими, в которых мы как будто обрели дедушек и бабушек. Начинался новый отрезок маршрута – уже по Енисею.


Вверх по Енисею. Захребетный


Поселок Захребетный – еще одно поселение староверов. Старейшина общины уже хорошо знаком братьям.

Решили зайти в поселок и пройти по улицам. Шли и пели. Люди выходили во двор, посмот­реть, кто это и что хотят. Близко не подходили. Но на одной улочке нас нагнала машина, сидевший там молодой мужчина пригласил брата Олега сесть внутрь и поговорить. Взял газету. Брат Владимир остановился у калитки другого двора, побеседовать с вышедшим из дома мужчиной. В ожидании мы пели один гимн за другим. Поселок опрятный, чисто убранный. Добротные дома, каждый из двух половин – одна жилая, вторая для скотины. Ухоженные огороды. Тут же по улицам неторопливо бродят коровы с телятами. Неподалеку лесопилка. В огородах местами работают женщины – в красивых блузах, длинных юбках, аккуратно покрытые. Тут же помогают дети, в каждом доме их немало: семьи многодетные.



Брат Олег закончил беседу, и мы двинулись дальше. Тем временем нашла туча, заворчал гром. Поспешили укрыться под козырьком одного из домов. Хозяин дома, Василий, что возился тут же с машиной, пригласил в сени, детвора принесла туда стулья, чтобы мы сели, сел сам. Началось общение. Мы пели, беседовали с ним об их традициях, говорили о Писании и о том, что Бог назначил наказание тому, кто что-то уберет из Писаний или прибавит к ним. Пытались донести истину о важности изучения Слова Божьего, о рождении свыше. Мимо нас то и дело шныряла любопытная детвора хозяина – суббота, день уборки, а тут незнакомые гости, да еще поют. Каждому хотелось поглядеть и послушать. Но порядок есть порядок – жена Василия периодически напоминала им о невыполненной работе и отправляла прочь. Когда дождь закончился – прошло больше часа,– мы поблагодарили за укрытие и пошли дальше. От Василия узнали, что близится вечерня – вечернее субботнее богослужение, и все жители отправятся туда. В поселке два дома молитвы, в одном службу проводит уже знакомый братьям старейшина, в другом начали собираться не так давно. Мы разделились на две группы, одни пошли с братом Владимиром в первый дом молитвы, другие с братом Олегом – в новый.

Большой деревянный дом на краю поселка возле леса. Это и есть новое место для богослужений. По обуви насчитали сорок семь человек. На крыльце сидели девочки-подростки – в праздничных длинных сарафанах в пол, покрытые расписными платками. Из дома вышел мальчик-подросток, в длинной рубахе, подпоясанный плетеным поясом. Стоит сказать, что на службу староверы надевают особенную, праздничную одежду. Так как вечерня уже началась, мы не стали заходить, а спросили разрешения у вышедшего к нам служки. Тот зашел, спросил у кого-то и передал, что надо бы узнать у старшего, но он сейчас занят. Если мы хотим, можно будет побеседовать с ним после службы. Ждать окончания вечерни мы не стали, пошли к катеру. Вторая же группа на службу попала. Служба у староверов сходна с той, что совершают православные: поклоны, поясные и с падением ниц, крестные знамения, молитвы нараспев за чтецом… После друзья остались для беседы со старейшиной и его сыном.

Мы же, придя к катеру, увидели, что на берегу нас уже дожидаются местные мальчишки. Их было шесть – два Максима, Иван, Виктор, Фома и Михей, разного возраста. Они уже побывали в гостях на катере и теперь ждали, пока мы вернемся. Две сестры провели для них небольшое детское собрание – биб­лейская история, рассказ, разучивание песни «Каждый день и каждый час Бог думает о мне». Тем временем кто-то готовил ужин, а кто-то начал петь. Позже к нам подошли ребята-подростки, испуганной стайкой невдалеке столпились девочки, но подойти ближе не решались. Ребята слушали внимательно, общались, знакомились. Ужин был готов, и мы предложили слушателям разделить с нами трапезу – подростки отказались, а пришедшие раньше остальных мальчишки согласились и тут же заработали ложками. Мирное удовольствие от происходящего нарушила молодая девушка, которая подбежала к семилетнему Михею и с громким криком погнала его прочь. Мальчишки рассказали, что его часто забирают домой подобным образом, нередко бьют, и он прячется от домашних и порой ночует на чужих сеновалах. Когда его находят, бьют еще сильнее. Горько нам стало. Остается только искренне молиться, чтобы живой Бог открылся этой семье.



После ужина мальчишки попрощались и разошлись, мы тоже отправились на отдых.

Наутро дети снова пришли – не только мальчики, но и девочки осмелели и подошли поближе. И снова мы пели, а они слушали. Прибежал даже Михей, правда ненадолго, снова за ним пришла сестра с хворостиной и потащила домой, крича, что он опять не ночевал дома и за это получит… Тягостная картина.

Для оставшихся маленьких слушателей прозвучало еще несколько христианских рассказов, звучали песни, их угощали сладостями. Среди них были и дети Василия.

Брат Владимир почти до самого отплытия общался в доме старейшины, Корнилия Мироныча, и вернулся оттуда, неся в мешке трех замороженных лещей – от килограмма до трех весом.

Отправились наконец, и часа через полтора, на протяжении которых чуть не попали на мель и не раз горячо молились, пробираясь между отмелями, пристали к берегу возле села Ворогово.


Ворогово


Пока братья узнавали про возможность провести служение, приготовили обед и поели. Брат Олег вернулся с известием, что по поводу служения договориться не с кем: вся администрация отбыла в Туруханск на празднование Дня молодежи, но можно пройти по селу, побеседовать с людьми. Тут же разделились на несколько групп и разошлись по селу.

В самом начале обратили внимание на группу мужчин, которые заливали фундамент. Завязалась беседа, они с удовольствием взяли литературу. Вообще практически не было тех, кто отказался бы – люди открывали, брали газеты, календари, некоторым подарили Библии. Когда возвращались на катер, обратили внимание, что возле лестницы, ведущей на берег, уже собирается народ, запасающийся в ближайшем магазине алкоголем. Оказалось, местные жители готовятся праздновать День молодежи. Брат Олег предложил нам пройти к магазину и возле него исполнить христианские гимны. На душе было неуютно, идти не хотелось – люди уже частично нетрезвые, нужно ли благовествовать им? Но мы послушались. В тот вечер я получила очередной урок: если Гос­подь посылает, нужно идти – не важно, какие доводы приводит вопреки этому зову разум. Значит, есть те, кому надо услышать весть спасения именно сейчас.



Мы стали кругом и запели. Почти сразу нас окружили подвыпившие молодые люди, стали задавать вопросы, кто мы и откуда, во что и как верим. О себе сказали, что староверы. Пытались завязать дискуссию об учениях, бородах, крестном знамении и страшном суде – новостью для них было утверждение, что верующий в Иисуса Христа не придет на этот суд. Прося у Бога мудрости и нужных слов, мы пытались объяснить этим людям путь спасения. Жаль, что, настаивая на исполнении маловажных обрядов, они ничего не знают о свободе и радости, которые дает Христос, а поэтому наравне с людьми мирскими ищут удовольствия в разгуле и крепких напитках.

Запомнилась еще одна беседа. Подошел молодой человек, представившийся Алексеем. Сказал, что в Бога он не верит, так как если бы был Бог, то в его жизни не было бы тех трагических событий, которые ему пришлось пережить – он похоронил двух дочерей, сам чуть не покончил с собой от горя. Завязалась беседа о том, что Бог желает дать людям гораздо больше, чем просто земное благополучие. О том, что человек, повсеместно сея грех, сам себя лишает права на Божью защиту и благословение, и только став Его детьми, мы можем претендовать на безмерные сокровища Его обетований. О том, что основа всех заповедей – любовь, к Богу и человеку, и только доб­ром можно победить зло. Ведь что посеешь, то и пожнешь. Чувствовалось, что душа этого человека истомилась, ища покоя, и хотелось указать ему на Христа, в котором только и есть этот покой. Прежде чем уйти, он записал контакты брата Олега. Дай Господь милость и мир этому несчастному человеку!

Вернулись на катер. Но отплыли не сразу – подошла лодка с тремя молодыми староверами из Захребетного. Они попросили спеть, звали приезжать к ним. Беседовали с братьями, внимательно выслушали брата Владимира, говорившего о лишних и недостающих элементах в их богопоклонении, взяли литературу – Библии, газеты, журналы. Все-таки их тянет к нам, несмотря на запреты.


Зотино


На ночлег остановились возле села Зотино. Несмотря на позднее время и обилие разномастных насекомых, развели костер, общались, пели, жарили и запекали подаренных лещей, варили картошку в чугунке, пили травяной чай со сладостями, любовались потрясающими видами заката. Бог дарил нам часы тихой романтики и уединенного отдыха. Разошлись на отдых, когда хлынул дождь.

На следующий день ходили по селу. Несмотря на то, что наше посещение пришлось на разгар трудового дня, было много бесед, раздали всю литературу, которую брали с собой. Встретили женщину по имени Нина Петровна, которая с радостью принимала слово уже в прошлые приезды друзей, но не имеет еще достаточных сил, чтобы устоять в искушениях. Братья помолились с ней, еще раз наставили в истине.

Почти закончили раздавать литературу, как на одной из улиц сестер остановили несколько мужчин с вопросом: «Кто вы и как прибыли в наше село?» Услышав ответ, эти люди отреагировали резко: «Скажите своим, что у вас есть пятнадцать минут на то, чтобы убраться отсюда, иначе вам худо придется». Отведенные нам пятнадцать минут выжидать они не стали, сели в машину и приехали на берег. Стали угрожать братьям расправой. Увидев, что те не спешат выполнять их требования, отъехали в сторону, достали спиртное и начали пить. Тем временем все благовестники вернулись к катеру, и решили пообедать. Над костром повесили чайник, разогрели пищу; пока ждали обеда, начали петь. Кого-то из тех мужчин это утихомирило, но один раззадорился еще больше. В нашу сторону он начал кричать оскорбления, обращаясь то к братьям, то к сестрам, в бесполезной попытке унизить перебрал все известные ему нецензурные выражения. Удивительно, но в тот момент Бог подарил нашим сердцам нерушимый покой. Бранные выражения пролетали мимо. Он начал швырять в сторону катера камни, но, слава Богу, ни один из них не задел ни катер, ни нас. Увидев, что и так не получается вывести нас из себя и заставить уехать, он пошел на крайние меры. Сел в машину и задним ходом стремительно поехал к костру, возле которого сидели кругом благовестники. Кто-то вскочил, брат Олег остался сидеть. Не доехав полметра до него, машина остановилась. Этот человек вышел и направился к нам беседовать. При этом повторял, что ненавидит нас только за то, что мы – баптисты. Вновь уехал к своим друзьям. Тех, похоже, уже встревожили и утомили его выходки, они вначале отобрали у него ключи от машины, а после и вовсе отвезли его в село и вернулись на берег пешком. Брат Владимир подошел к ним, поблагодарил за поддержку, засвидетельствовал о Божьей любви и милости. Пришла на берег и Нина Петровна. Мы еще раз спели уже для нее, помолились. Она угостила нас свежей зеленью.



Ярцево


Ближе к вечеру расположились на ночлег на берегу возле села Ярцево. Почти сразу рядом с нами причалил рыбак. Остановился – мы как раз готовились ужинать,– посетовал на неудачную ловлю, рассказал о себе. По роду занятий он пожарный, занимается тушением лесных возгораний. Поговорили с ним о жизни, о Боге, спели песню «Все для тебя Высшим разумом создано». Пообещав еще прийти с утра, он отправился домой. Чуть позже пошли отдыхать и мы.

Ночью прошел сильный дождь. Ближе к утру поднялся ветер, настолько сильный, что братьям, ночевавшим в палатке на берегу, пришлось ее закреп­лять и крепче привязывать катер. В этот день двое из нашей группы (брат Владимир Иванович и сестра) уезжали – из Ярцево у них были билеты до Енисейска на «Метеор», поэтому утро прошло в сборах и прощаниях. Вместе с друзьями пошли на дебаркадер, в ожидании судна там еще пообщались, помолились и спели гимн «Впереди дорога». И – такое тягостное для нас, сроднившихся за эти три недели, расставание…

Вернулись к катеру, начали собираться, чтобы пойти в село с литературой. Но тут произошло еще кое-что. Одна из рыбацких моторных лодок оказалась слабо закрепленной. Ветер, поднятая «Метеором» волна сделали свое дело – лодка поплыла по течению все дальше и дальше от берега в сторону Туруханска. Сложно сказать, почему, но некоторое время никто из местных не обращал на это внимания. А между тем ущерб для владельца становился все более значимым. Братья приняли решение догнать лодку на катере. Уже пос­ле того как катер отправился от берега, следом отчалила другая лодка, в которой находился и хозяин уплывшей. Слава Богу, лодку догнали, отбуксировали к берегу, передали владельцу. Еще одно свидетельство Божьей заботы для этого человека.

Свидетельство Божьей заботы, и не одно, в этот день получили и мы сами. Отправились в село искать заведующую клубом. А где ее искать? Сестра пошла спрашивать у идущих мимо женщин, они сказали, где ее дом. Тем временем брат Олег остановил выезжавшую с перекрестка машину. Выслушав тот же вопрос, водитель сказал, что заведующая клубом – жена его друга и тут же позвонил ей. Узнав, в чем дело, хозяйка клуба пообещала вскоре подъехать и действительно минут через пять подъехала. Клуб на ремонте, сообщила она, но мы можем провести служение на эстраде в Тополином парке, – и пообещала содействие в установке и настройке звукоусиливающей аппаратуры.

Первых отзывчивых гостей нашего служения мы нашли прямо на детской площадке. Там гуляла детвора разных возрастов. На вопрос брата Олега: «Вы знаете, где Тополиный парк?» – они хором закричали: «Да! Пойдемте, мы вас проводим». Приглашение на вечер христианской музыки их заинтересовало, особенно когда брат упомянул, что пришедшим дадут конфет.

Одна из ярких встреч этого дня. Открыла нам дверь пожилая женщина. Когда сказали, что мы верующие, расплакалась: она недавно похоронила мужа и с тех пор тоскует, купила себе крестик в православной лавке, но Библии у нее нет. Пригласила в дом. Хозяйке дома, Надежде, 73 года. Она смотрит за дочерью. Дочери Наташе 46 лет; похоже, у нее сильная степень ДЦП, не может говорить и читать, плохо передвигается. Но видели бы вы, с какой радостью она схватила и прижала к груди подаренную Библию. А мама, гладя ее по плечу, говорила: «Вот это тебе принесли подарок, теперь будем читать вместе!» Уходя, помолились вместе с Надеждой молитвой «Отче наш».

Еще одна яркая и длительная беседа – со старовером Владимиром. Встреча с ним отличалась от встреч со староверами до этого. Видно было, что перед нами человек думающий, вникающий в писания и способный научить других. Несмотря на то, что им, по его словам, запрещено читать Евангелия без чтения строго определенных толкований, похоже было, что со Словом Божьим он знаком. Подробно расспросив, кто мы и откуда, стал спрашивать, как мы понимаем те или иные стихи из Библии. Наши ответы его удовлетворяли, говорил, что сам понимает так же. Был предельно вежлив и лишь слегка посетовал, что у брата нет бороды, мол, не годится это проповедующему о Боге. Пригласил в дом, где показал одну из своих священных книг – иллюстрированное описание посмертных мытарств почитаемой святой. Немного прочел из нее – текст написан на старославянском языке,– пояснил значение иллюстраций. По его рассказу чувствовалось, что он твердо верит всему, чему научен. О, если бы так же твердо он поверил истине Священного Писания! В конце беседы попросил у брата Олега совета по вопросу, волнующему его душу. Тот ответил согласно с Писанием, и, похоже, этот ответ удовлетворил спрашивающего. Взял журнал. Простился с нами очень благосклонно, пожелал всего доброго. Кстати, вечером пришел на богослужение, пробыл от начала до конца, правда, больше к нам не подходил.

Итак, пройдя по селу и пригласив людей к семи часам вечера на богослужение, мы вернулись к катеру. Пока готовили обед, нашли тучи, начался дождь. Потом на короткое время прекратился, но затем полил с новой силой. Темные тучи буквально обволакивали небо со всех сторон, нагнетая новые переживания – как проводить служение, если на улице начнется ливень? Эстрада открытая, готовы ли люди слушать под проливным дождем? Молились, просили Господа о милости – и Он явил ее. Когда подъехал уазик, на котором нужно было перевезти аппаратуру, дождь прекратился. Было довольно прохладно, но это неудобство устранялось намного легче – просто потеплее оделись.



Первыми на служение, конечно, прибежали дети. Любознательная детвора сопровождала нас в тот вечер от самого начала – когда только выгрузили литературу и лавочки у эстрады, до самого конца – когда все погрузили на катер. Усевшись на лавочки, как на жердочку воробьи, они не спускали глаз с музыкальных инструментов и упросили друзей сыграть им еще задолго до начала служения. Мы и не возражали. Люди потихоньку подходили, правда, не близко – стояли поодаль у деревьев, кто-то сидел в машинах, кто-то присел на парковую лавочку… Наша программа длилась около часа – большинство слушателей пробыли до конца. А потом детворе раздали обещанные конфеты и всем желающим – Библии. Желающих было много, подходили и взрослые, и дети, а кто-то не поленился даже сходить с нами к катеру, чтобы там получить желанную Книгу. Дети остались и после – помогли перенести наше имущество на катер.

В этот вечер Бог подарил нам еще одну встречу – в Ярцево прибыл теплоход «Александр Матросов», направлявшийся в Красноярск. Он сильно опаздывал, стоял у дебаркадера всего десять минут, но нам хватило этого времени, чтобы зайти поздороваться с капитаном, его женой и членами экипажа, хорошо знающими брата Олега и его семью, запомнившими уже и нас. Встретили нас приветливо, сожалея о краткости времени до отхода судна. Выйдя с теплохода, на дебаркадере мы спели. Пассажиры и некоторые члены экипажа внимательно слушали, стоя на открытых палубах. Дай Бог, чтобы и это семя не осталось бесполезным в их сердцах.



Вниз по Енисею


Проводив помогавших нам мальчишек, закупившись на местной ярмарке домашними пирожками и сыром, мы отправились в Бор. Поели на ходу –спешили поскорее попасть в гос­теприимную общину. И вновь духовное родство превозмогло отсутствие родства кровного – несмотря на то что прибыли мы глубокой ночью, наши дорогие сестры ждали нас. Зайдя в квартиру, мы уловили аромат свежеиспеченных блинчиков, а хозяйка уже спешила навстречу с объятиями. В комнатах ждали готовые для сна постели… И почти до утра мы делились впечатлениями, пили душистый чай, ели блинчики с малиной, наслаждались неповторимым радушием дорогой сестры во Христе.

Наш последний на этом маршруте день в Бору стал днем отдыха и общений. Баня, накрытый стол, расспросы, сборы… Вечером – богослужение, после – снова совместная трапеза, прощальная. Народу собралось много, пришли и неверующие гости. Звучал рассказ о поселках, где побывали, вместе пели… Конечно, в воздухе витала и невысказанная грусть от предстоящего прощания. За все это время мы почувствовали себя здесь родными, а теперь… Расстояния, что лягут между нами, очень большие – придется ли увидеться вновь?! И только надежда на то, что в небе мы точно встретимся, утешала.



Утром прощались уже у катера. Перед нами лежал очередной – и последний в этой поездке отрезок маршрута – от Бора до Норильска.


Бахта. Шторм


Поселок Бахта. На небольшой деревянной эстраде расположились мы сами, пришедшие люди – напротив, на лавочках. Вечер выдался хмурым, с реки заходила гроза, досаждали насекомые, и тем не менее слушатели собрались, к концу служения их было около двадцати. Были среди них и дети. Всем желающим раздали Библии, сделали общую фотографию с присутствующими и отправились на катер. В это время на нас с двух сторон надвигалась гроза. Поднявшийся сильный ветер, волны – для большинства из нас это были новые обстоятельства. Нужно было срочно сложить в катер инструменты и аппаратуру и отойти от берега, чтобы избежать опасности разбиться, в речку Бахта, что протекала рядом и считалась тихим местом. Не без приключений дошли до нее, немного переждали и отправились обратно; в это время основная часть группы шла за нами по берегу.



Стихия утихла, мы вновь пришвартовались. Местные рыбаки угостили нас рыбой, а на катер пришли две женщины с детьми, пообщаться с благовестниками, остались с нами на ужин.

В Бахте мы зашли в один дом, который благовестники посещают вот уже три года. Живет там восьмидесятилетняя женщина – Людмила Федоровна, которая ухаживает за родными сестрой и братом, моложе себя. Оба глухие и незрячие. Но при этом Николай, так зовут брата, наощупь выстругивает из дерева игрушки, сестра Зинаида так же, наощупь, чинит одежду. Помогает Людмиле Федоровне зять, муж умершей сестры, и социальный работник – Наташа. Старица радовалась нам как родным.



Наша сестра-фельдшер осмотрела больных, дала совет по лечению, поделилась лекарствами. Пока общались, выяснили, что у семьи есть нужда – нужно срочно окучить картошку. Решили помочь, чем и занялись утром следующего дня. Для нас, городских жителей, работа оказалась непривычной и непростой, но брат Олег рассказал и показал, что нужно делать, а кроме того, скромно довел до идеальности наши неидеальные рядки. В результате упорного сражения с тяпками, оводами и жарой часов за пять управились. В знак благодарности Людмила Федоровна угостила нас вкуснейшей ухой, зять Рашид дал в дорогу свежевыловленной рыбы.

А в это время друзья, остававшиеся на берегу, беседовали с группой староверов. Те приплыли из деревни Чулково и настроены были не очень доб­рожелательно. Но к моменту нашего возвращения они уже засобирались домой. Мы же еще чуть задержались в Бахте, сфотографировались на фоне деревянной веранды со стелой «Бахта», помолились и отправились в путь.


Чулково – Сургутиха


Следующим населенным пунктом и была деревня Чулково. Местные жители, собравшись на берегу, ожидали катер с продуктами. Нас встретили приветливо – благовестники приезжают туда не первый год. Поэтому там же на берегу мы спели несколько христианских гимнов, напомнили о ценности Божьего Слова и молитвы, пообщались со взрослыми и с детьми. Никто не ушел, напротив, подходили новые люди – и дети, и взрослые. Около полутора часов шло общение. Катер за это время так и не подошел. Потом уже местные жители засобирались по домам – сельская жизнь не терпит простоя,– но приглашали приезжать еще и напоследок угостили нас двумя ведрами молока.



Часам к восьми вечера подошли к Верхнеимбатску. Решили, что только пройдем по селу с литературой и пойдем дальше. Разделились на группы по двое, пошли по домам. Литературу у нас брали охотно, завязывались беседы. В одном доме нас встретил местный поэт – Валерий. Прочитал несколько своих стихотворений, все – о красоте родного края, о любви к нему. Заговорили о Библии. Он сказал, что начал читать Ветхий завет. Признался, что не все понимает, но кому задавать вопросы, не знает. Мы уходили из этого дома, а вопрос продолжал звучать в ушах и в сердце: кто будет рядом с этими людьми, чтобы разъяснять им библейские истины?.. И душа не находила ответа.

Зашли еще в один дом. На диване трое мужчин разных возрастов. Один из них настро­ен почти враждебно – отговаривает других от разговора с нами, пытается помешать им взять литературу. Второй выжидающе молчит. Третий же литературу взял, пошел провожать до калитки. И вдруг решился спросить: «Скажите, а вы правда думаете, что меня любит Бог?» – «Уверена,– ответила я, посоветовала читать Евангелие, молиться. – Ведь даже наша встреча – это свидетельство Божьей любви…»

В этот раз нам даже не хватило той литературы, которую взяли с собой. В пакете оставалась последняя Библия. Внутренне молились, чтобы Господь послал человека, которому она нужна. И нагнали двух девушек – одна из них как раз пожелала взять Библию.

Вернулись к катеру – все группы, кроме одной; планировали отплывать, как только дождемся возвращения друзей, но Господь усмотрел иначе – последняя группа вернулась с известием, что на берегу в беседке нас дожидается группа молодых людей, которые помнят благовестников и очень хотят пообщаться. Просили захватить с собой гитару. Гитары не было, но сестра взяла скрипку, и все мы отправились в назначенное место. Действительно, там собрались человек пятнадцать молодых людей в возрасте 16–17 лет, которые приветствовали брата Олега, как уже знакомого. Вспоминали последнюю встречу, задавали вопросы – о жизни, ее смысле, о смерти, вере в Бога. Чуть позже подошла женщина, она тоже была знакома с братом Олегом с прошлого года. Вначале попросила было помолиться о какой-то нужде, но уже через мгновение начала противиться, попыталась отвадить от нас молодежь, звала их в клуб и за алкоголем… Никто за ней не пошел. Мы спели несколько гимнов, немного рассказали этим молодым людям о себе. Общались больше часа. Не все из наших собеседников остались до конца, но чувствовался их искренний интерес к духовным темам. Прощаясь, выразили надежду на следующую встречу – через год?..

Для ночлега мы остановились в безлюдном месте. Местность была весьма живописная, но впечатление портили тучи насекомых, которые на свой лад праздновали наше знакомство. Мы же учились не обращать внимания на их «приветствия» и не терять радости и мира. Наутро пожарили на костре рыбу, что дали нам в Бахте, и пошли дальше. Нас ждала деревня Сургутиха.

Пробыли мы там недолго – деревня небольшая, да и мы торопились. Литературу у нас и тут брали достаточно охотно. Поговорили с одним мужчиной – он сказал, что в снах час­то беседует с великими людьми. От Библии не отказался, пообещал, что будет читать. Встретили пятидесятников – те посещали в этой деревне своих. Другая группа зашла в дом к женщине – местной поэтессе, которую тоже посещали в прошлый раз. Одна из женщин, с которой разговаривали друзья, пришла еще пос­ле к катеру пообщаться.


Крещение в Туруханске


Без остановок пошли в Туруханск, где нас ждали друзья. Подошли к селу уже поздно вечером. Живущий здесь брат-миссионер Евгений Щирский встречал нас на берегу. Нас сразу отвезли на место ночлега – в семью друзей, переехавших в село почти тридцать лет назад. Хозяйка радушно встретила нас, угостила вкусным борщом.

Следующий день – воскресный – мы провели в общении с местной церковью. Здесь был тройной праздник – открытие дома молитвы, восстановленного после очередного пожара, крещение молодой сестрички Лили, старшей дочери Евгения и Екатерины Щирских, и вечеря Господня! В гостях у местных друзей были не только мы, сюда на помощь друзьям приехала воронежская молодежь.

Утро на берегу Нижней Тунгуски. В воде композиция из цветов со словом «Верую», на берегу множество людей, двое из которых – в белом… Отец-служитель преподавал крещение дочери – праздник сердец!



После крещения по склону поднялись к дому молитвы. Местная община небольшая – около пятнадцати членов церкви. И присутствие гостей для них, живущих в такой дали,– особенно дорогой подарок к празднику. На крещенную сестричку три служителя возложили руки в молитве благословения. Трое поднимали руки в молитве благословения и освящения молитвенного дома.



Во второй половине дня мы с воронежской молодежью успели совершить экскурсию. На катере мы отправились по Нижней Тунгуске на Белые скалы – удивительно красивое место, где смельчакам, рискнувшим забраться наверх, открывались неповторимые виды тайги и речных изгибов. Оттуда, сверху, катер и люди, стоявшие внизу, казались игрушечными. Огромные валуны, впившиеся корнями в землю деревья, яркие цветы между камней… Не испортил возвышенных впечатлений от этой прогулки даже накрапывавший дождь. А тех, кто слегка замерз и промок, согрели на обратном пути уютный катер и горячий чай.

Время прощаться подошло быстро, первый раз за время поездки решились идти по реке в ночь, так как сроки поджимали. К счастью, полярный день это вполне позволял. И вот уже с берега нам машут провожающие, а мы поем, но на языке горечь расставания. А впереди – ночь дороги.


Игарка – Дудинка – Норильск


Эта ночь оказалась непрос­той – поднялся ветер, Енисей штормило. Спать в носовой части оказалось просто невозможно – только задремлешь, как очередная волна устроит встряску. Кое-кто перебрался в салон катера, но и там полноценно отдохнуть не удалось. Поэтому в Игарку прибыли изрядно вымотанными и первым делом попросились у встретившего нас брата-миссионера на отдых.

Несколько часов сна – и мы уже опять на ногах, едем на интереснейшую экскурсию в музей вечной мерзлоты и 503-й «мертвой» стройки… Знакомимся с трагичной историей Норлага, всматриваемся в предметы быта послевоенных узников, среди которых, по свидетельству, были и наши братья во Христе. Бараки из неплотно сбитых досок, двухъярусные нары, льняные «зимние» одеяла, умывальник – горестная картина прошлого проносилась перед взором… Сколько в этих местах полегло людей! Сколько слез и крови приняла земля! Вечная мерзлота – пласты льда между слоями почвы, подземелье в снегу, когда наверху почти 20 градусов тепла и яркое солнце… Незабываемые впечатления. Но самое ценное – эта экскурсия стала хорошей возможностью засвидетельствовать работникам музея о Боге. Попросив разрешения, мы спели христианский гимн и подарили всем желающим Библии.



В этом, некогда большом, а сейчас вымирающем городе небольшая горсточка детей Божьих: многодетная семья миссионеров Андрея и Светланы Зудовых и пожилая сестра, и все… Десять лет труда, большая часть из них в одиночестве, вдали от большой церкви, где могли бы расти дети, упорное сражение за погибающие во грехе души – все это только потому, что на это место поставил Бог. Друзьям очень нужны наши молитвы и поддержка.



Снова ночь пути, снова штормовая река. Помня неудачный опыт отдыха в носовой части, каждый искал себе пусть небольшое местечко, но в салоне, там не так ощущалась качка. Красивые, но безлюдные мес­та – уже Таймыр; освещенная солнцем ночь, брызги воды на стеклах – как осколки бриллиантов. Виражи, от которых, как на американских горках, захватывает дух, и напряжение в лице и руках брата за штурвалом – от осознания многих, непонятных нам опасностей. По молитвам Бог явил нам милость, ветер значительно стих, иначе эта ночь могла оказаться невыносимо тяжелой. Наутро мы встали у берега в Дудинке – конечном пункте нашего водного маршрута.

Выгрузка на берег – и вот уже под прохладным таймырским вет­ром мы прощаемся с гостеприимным катером и рекой, которая была нашим домом почти месяц. У нас оставалось немного времени до отъезда в Норильск, рано утром предстоял перелет обратно в Москву. В Дудинке нас гостеприимно встретила многодетная семья отошедшего в вечность двумя неделями ранее служителя Ильи Девяшина. Мы отдохнули и пообщались с его вдовой Леной и детьми. Кто захотел – смог пройти по столице Таймыра, посмотреть набережную, порт и посетить краеведческий музей, где на двух этажах собраны самые различные экспонаты – от костей мамонтов, предметов одежды и быта коренных народностей Таймыра (ненцев, энцев, долган, нганасан и других) до карт маршрутов различных экспедиций и выставок, рассказывающих о жизни полуострова в царское и советское время.

Вернулся брат Олег, встречавший братьев, прилетевших на строительство молитвенного дома, и вот мы преодолеваем те самые 100 километров единственной дороги до Норильска, теперь на автомобиле. За окнами уже не тайга, а тундра, правда, цветущая и оттого удивительно красивая. Карликовые деревья не закрывают необозримых просторов. Местами встречаются остатки той самой «мертвой» железной дороги. Впереди огромный город, заводские трубы изрыгают столбы дыма – совершенно чуждая картина для этого удаленного от цивилизации края. После поселков и деревень с их небольшими деревянными домиками непривычно было вновь оказаться среди многоэтажек, ощущать запах смога, видеть под машиной полотно асфальта. Поужинали и немного пообщались в квартире брата Олега и спустя короткое время – в путь, ближе к аэропорту, в Кайеркан, в дом молитвы на ночлег.

Прощание в аэропорту… Таймыр, мы очень хотим вернуться!..

Месяц, проведенный в поездке, показался нам слишком коротким – жизнь благовестников насыщенна. В служении особо чувствуешь водительство и воспитание Божье. Бог работает с нами, работает через нас – и это счастье, это честь и благословение. Мы вернулись домой, но там, на Енисее, остались люди, которым нужны молитвы, нужен свет Евангелия, нужны благовестники… Остались друзья, которые несут спасительную весть несмотря на тяжелые жизненные условия и оторванность от больших церквей. Остались побелевшие нивы, которые еще не пожаты и которым еще так не хватает заботливых рук Божьих делателей…

Во время поездки по Подкаменной Тунгуске родилось стихотворение, им и хочу закончить свой отчет:


Взрезает гул тугую тишину,

Покой тайги безжалостно нарушив, – 

Несет наш «Вестник» весть благую душам, 

На Крайний Север смело заглянув…


Посланников Христа встречает зной,

Встречают комары, мошка встречает,

Но мы идем, спасенье возвещая,

На время позабыв комфорт земной.


Костер вечерний… Внемлет песне лес.

Мы молимся – и нас медведь обходит,

Что взялся проверять свои угодья.

Сам Иисус нас охраняет здесь.


Приводит нас творение в восторг:

В цветах таежных почерк Бога видим,

Приковывают взор реки изгибы,

Величие лесов, громады гор.


Везде непроходимая тайга.

Как Скульптора небесного проекты,

Нагроможденья скал взмывают в небо,

Где сонно смотрят в воду облака…


В глуши встречаем тех, кого ждет Бог:

Кето, эвенков, русских, староверов…

О, как же эти нивы побелели,

О, кто б сюда на жатву выйти смог?!


Мотора гул… Тревожный сердца стук.

Успеть бы донести весть правды людям,

Сказать о том, что их Всевышний любит,

Избавить хочет совесть их от мук.


Вперед, вперед!.. Пусть жалости к себе

Не будет места в нас. Друзья, крепитесь!

Нас в этот славный путь повел Спаситель,

А значит – будет труд иметь успех!


А. Денисова


bottom of page