top of page
  • А. Чумакова

Молодежная поездка в Братск и Усть-Илимск


Как известно, молодежь – это люди, которые с радостью соглашаются на любые поездки, особенно дальние. В этот раз молодежи города Новосибирска предложили поехать на труд в Братск и Усть-Илимск, небольшие города, находящиеся в Иркутской области, на что мы охотно согласились. За короткий срок собралась группа из семи человек, подготовили программу и утром 20 июля двинулись в путь.



Нам предстояли 1 900 километров дороги, частью по разбитой грунтовке, поэтому без ночлега никак не обойтись. Первым местом для остановки братья выбрали Канск, где благовестников встречает гостеприимный дом Андрея и Елены Елисеевых.



…Казалось, что мы едем уже целую вечность. Молодежь в машине по очереди погружается в сон. И вот, открыв глаза, я смутно вижу знакомый мост. Светлые малоэтажные дома. Речка. Сердце наполнилось радостным предвкушением: мы в Канске! А значит, нас уже ждут теплые постели и вкусная еда. Долгожданная надпись «Спаситель мира – Христос». Приехали.


Утром нас встретил Сергей Николаевич Елисеев.


– Молодежь, в Братске большая нужда! Они так давно ждут тех, кто проведет благовестие! Очень хорошо, что Бог дал вам возможность потрудиться там. Давайте помолимся о том, чтобы все прошло благополучно.



Поздно вечером приехали в сам город Братск. Нас встретил огромный зеленый дом с большой серой крышей, масштабно возвышающийся над соседними домами. Его окружал редкий металлический забор, состоящий из тоненьких прутьев с острыми наконечниками.

Местный брат Константин Пономарев встретил нас радушно: накрыл на стол и приготовил свой фирменный борщ.


– К нам в город уже давно никто на труд не приезжал, хотя мы очень просили хотя бы небольшую группу. И вот вы здесь.


Он дал братьям задание проштамповать литературу, сестрам поручил кухню, а сам уехал домой к семье. Мы остались в доме молитвы готовиться к воскресному служению.


Субботним утром штамповали газеты, книжки и трактаты, раскладывали литературу по небольшим стопкам и укладывали все в коробки. В обед отправились в город.


Место, куда мы приехали, было не самым живописным. Большая пустая парковка, поодаль пустырь, по краям – складские здания и большой рынок. Пейзаж не самый вдохновляющий. Но мы разделились на пары, взяли стопки книг и разошлись по площади.



Мы с братом выбрали довольно удачное место: возле выхода из строительного магазина. По опыту благовестия в нашем городе мы поняли, что люди охотнее берут предлагаемые им книги, когда уже выходят из магазина. Для большего удобства воспользовались тележкой, стоявшей на выходе, положили в нее наши книги.


Люди принимали Евангелие, но вот газету «Веришь ли ты?» брали не все.


Остальная часть группы общалась и раздавала книги на другом конце площади. Евника и Константин шли по торговому рынку. Один из продавцов, мусульманин, отказывался от христианских книг. Константин сказал, что на их языке Евангелие называется Инжил, а это одна из книг, почитаемых среди мусульман. В итоге беседа длилась довольно долго, хотя каждый остался при своем мнении.


Были и те, кто строго отказывался принимать литературу.


– А что у вас за книги такие? Православные?


– Евангелие, христианская газета и книги о вере.


– Лучше бы в храм пошли и православную литературу раздавали! Не нужно мне ничего христианского! Евангелие мне ваше тоже не нужно. Я православная!


Еще одна старица подумала, что мы сектанты, и отказывалась брать литературу. Но потом все же попросила газету.


Вечером мы приехали в центр. Там есть большая аллея, верхняя ее часть ведет к жилым кварталам, а нижняя идет по спуску к Братскому водохранилищу. По вечерам на аллее собирается много людей. Мы взяли стопки книг и газет и пошли в разные стороны.

Нас сразу заприметил бедно одетый мужчина с разбитым лицом, в грязной одежде и изрядно поношенной обуви. Он попросил купить ему покушать. Апостол Иаков говорит, что нет смысла в нашей вере, если мы не покажем нашу веру в делах. Так и мы решили помочь человеку не только литературой, но и пищей.


Семейным парам предлагали газету на семейную тему. Старицы, сидящие у подъездов, с большой охотой принимали газеты. Молодые мамы на детских площадках тоже. Мы с радостью наблюдали, как они открывали газету и начинали обсуждать содержание друг с другом. Молодежь зачастую отказывалась или выбрасывала газеты так, чтобы мы точно видели их в мусорном контейнере.


По милости Бога мы не встретили каких-то серьезных испытаний. Хотя нет. Одно все же у нас было. Когда бабушка брала у нас газету, ее собака пыталась схватить за штанину нашего брата и даже немножко прикусила ее. Мы немного посмеялись и с миром разошлись, пожелав бабушке хорошего вечера.


Люди охотнее принимали у нас книги, если удавалось завести небольшой разговор.

– У вас такая красивая собака! – сказала я одному мужчине. (Он заулыбался и разрешил ее погладить.) – Бог весь этот мир создал очень красивым!


Мы подарили ему книги и отошли, на серьезный разговор хозяин красивой собаки был не очень настроен.


Молодая женщина идет по аллее вместе с мамой навстречу благовестникам. До этого она уже встречала раздающих газеты к выборам и подумала, что содержание наших газет ничем не отличается. Увидев среди книг Евангелие, пожалела, что не взяла, и думала, что упустила возможность. Но следом шла другая пара раздающих, и женщина поняла, что это ее шанс, с радостью взяла газету, а в воскресенье мы увидели ее на собрании. Оказалось, что она приехала из Беслана навестить маму. В своем городе она уже общалась с верующими, но в Братске не знала адреса дома молитвы. Так что работа утренних штамповщиков не была тщетной.


На другой аллее поток людей был намного гуще. Пока я давала стопочку книг женщине, пожилой мужчина прошел мимо меня. Но что-то во мне отозвалось, и я догнала его. Усталый вид, слабая улыбка, довольно поношенная одежда, сутулые плечи. Я дала ему газету и Евангелие.


– Почему именно Евангелие от Иоанна? – спросил он меня.


– Это Евангелие написано учеником, которого Иисус любил очень сильно и который сам любил Христа. Поэтому в этом Евангелии Иисус представлен с особенной стороны,– ответила я.


– А знаете, я так и не дочитал его до конца. Моя любимая книга – Екклесиаста, там столько мудрости: вся жизнь – суета. Сейчас я в сильной зависимости. (Показывает согнутым указательным пальцем на шею.) – Я ведь несколько раз проходил лечение в реабилитационном центре, но так и не смог побороть свою зависимость. Но очень хочу!

Напоследок он хотел меня обнять, но потом передумал и просто пожал мне руку. Сейчас я понимаю, что беседа с ним – свидетельство Святого Духа во мне, и так чудесно замечать такую видимую Божью работу.


На воскресном собрании мы пели об Иисусе. Бабушки слушали наше участие и проповеди с особым вниманием, а после собрания попросили нас рассказать о себе. В общении за столом выяснилось, что в Братске живут потрясающие сестры. Например, одна из них работает машинистом на ГЭС, управляет машинами, помогающими функционированию станции.


После нас ждал долгий путь в Усть-Илимск. Сестры обильно благословили нас в дорогу, помолились о благополучии и с миром отпустили.


В Усть-Илимске нас встретила сестра Светлана Афанасьевна. Очень драгоценно видеть добрых и жертвенных людей, готовых послужить. Ее судьба по-настоящему вдохновляет: сестра смогла устоять в вере, несмотря на то, что долгое время оставалась единственным членом церкви в своем городе. И лишь недавно обрела большую поддержку в лице молодого брата-миссионера Павла. Он немало трудится для устройства небольшой усть-илимской группы, в которую недавно стали приходить люди. И именно поэтому группа отчаянно нуждается в миссионерской семье, готовой переехать в этот город.


В понедельник нам предстояло благовестие в Доме милосердия. Там мы должны были провести небольшое собрание, а затем раздать пакетики с фруктами тем, кто находится там.

Отчаянно больно видеть людей там. Многие из них находятся в тяжелой болезни и уже не могут воспринимать этот мир. Все имеющие возможность ходить пришли в зал для собраний, прославляя Бога после каждого участия. Затем нам разрешили посетить лежачих бабушек и дедушек.



В палатах угрюмая, больничная атмосфера. Серые стены. Железные кровати с тонкими матрасами. Инвалидные коляски. Жуткий запах, проникающий до самых внутренностей. В женских палатах чуть чище, чем в мужских, но тем не менее мне было тяжело представить себя на месте этих женщин. Мы спели «Когда смотрю на голубое небо» и «Милостью, Боже, Твоей я живу». Некоторые бабушки, услышав эти песни начинали плакать, а дедушки искренне благодарили за небольшое внимание, которое им уделили. Хорошо, что Бог дал возможность стать хоть маленьким лучиком света в их жизни. Хотелось бы пообщаться чуть больше, но возможности уже не было.


Местные друзья позаботились о нас и организовали катание по Ангаре. Предложили катамараны. Все началось чудесно: вода, искрящаяся на солнце, высокие деревья, растущие по берегу, легкий ветерок, создававший приятную прохладу. Помню, в машине я сказала, что было бы страшно застрять на середине реки без возможности вернуться на берег. И ровно на середине Ангары на нашем катамаране порвалась цепь. Застряли.

Кричать на берег? Толкать один катамаран другим? Добираться до берега вплавь?

Хорошо, что с нами были братья. Они привязали один катамаран к другому ремнем и таким образом буксировали его часть времени. Затем пришла на помощь моторная лодка, и наше приключение закончилось благополучно.


Вечером состоялось богослужение. Своего молитвенного дома в Усть-Илимске нет, собрания проводят в квартире у Светланы Афанасьевны. Хотя людей было совсем немного, атмосфера была легкой и приветливой. Каждый имел возможность помолиться, что нечасто бывает в больших церквах. В конце мы познакомились и каждый рассказал историю своего обращения к Богу.



Брат-армянин Ваган. Он уверовал в двадцать лет, хотя на собрание пришел просто за компанию со своим другом. В один из дней Бог коснулся его сердца, и он возгорелся особенной любовью к Иисусу. Я заметила, что для него очень важно Слово Божье. Когда мы ушли на кухню, он завел с братьями беседу о Писании.


Павел приехал на сравнительно небольшой срок. Идея потрудиться в Усть-Илимске зрела у него давно и, когда он окончил университет, снова напомнила о себе.

На обратной дороге мы узнали, что нас ждет канская молодежь.


…Кажется, что остается совсем чуть-чуть. И тут пробка. Тридцать минут. Сорок. Час. Полтора. Мы вышли из машины и пошли вдоль длинной вереницы автомобилей. Оказалось, железнодорожный переезд закрыт из-за поездов, идущих один за другим. Один из водителей окликнул нас и спросил про боковую дорогу. Мы ничего о ней не знали. Вернувшись в машину, обсудили ситуацию, решили рискнуть. Помолившись, мы двинулись, и это решение оказалось более чем удачным. Мы сэкономили около двух часов. В Канске нас ждали уже около часа и были рады тому, что мы наконец-то приехали.


Такие поездки позволяют осознать ценность того, что ты имеешь: красоту своей церкви, здоровье, работу, город. И, что еще важнее, увидеть реальную жизнь христиан в отдаленных краях, их проблемы и то, как в этих проблемах они остаются верными Иисусу. Я надеюсь, что Бог позволит вновь побывать в Братске и Усть-Илимске и потрудиться там для Него.


Анастасия Чумакова

bottom of page