top of page
  • А. А. Зейбель

Нелегкие дороги благовестия

(На КамАЗе по Якутии)


Поездки по Якутии в зимнее время стали уже привычными и для многих долгожданными. Вот и в этот раз группа собралась немалая: трое братьев из Курска, один из Пензы, один из Абакана, трое из Алтайского края и трое из Якутии – всего 11 человек. В этом году поездка на север Якутии отличалась от предыдущих. Во-первых, появился новый КамАЗ, который раньше использовали для поездок в Тофаларию, а во-вторых,– изменился маршрут благовестия. Нам предстояло проехать по реке Алдан до поселка Хандыга, посещая встречающиеся на пути населенные пункты. После остановки в Хандыге – двинуться на север в Тикси, там уже несколько лет не проводили благовестие. Никто не ожидал легкого пути, но трудности начались еще задолго до выезда из Якутска.

Несколько раз дату выезда переносили. Хотя КамАЗ намного свежее своего предшественника, но все же над ним тоже пришлось немало потрудиться – пять лет использования по таежным дорогам дали о себе знать. Братьям пришлось делать ревизию и ремонт многих агрегатов, так как выявилось немало проблем, которые не позволили бы использовать технику в тяжелых погодных условиях. Кроме того, будка совсем была непригодна для жилья. Даже во время погрузки обнаруживались новые неполадки. Перед выездом брат решил восстановить подкачку переднего колеса, поднял его и обнаружил большой люфт. На зимнике это колесо преподнесло бы нам плохой сюрприз. Поездку снова пришлось отложить.

На следующий день закончили последние приготовления, помолились и выехали из молитвенного дома на Вилюйский тракт. И прямо посреди дороги наш КамАЗ заглох, став препятствием для проезжающих автомобилей. Пока братья искали причину, быстро приехала полиция. Они попытались нам помочь: своим служебным УАЗом попробовали оттащить КамАЗ в сторону, но это у них так и не вышло. Вскоре братья устранили поломку, КамАЗ завелся, и мы, наконец-то, отправились в путь.

Часа в три ночи за поселком Усть-Мая (это 360 километров от Якутска) мы свернули на реку Алдан и поехали по следам автомобилей. В этом году из-за большого снега дорогу сделали не по реке, а в объезд. Дорога оказалась плохой. За три часа мы прошли всего 60 километров и приехали в первое эвенкийское национальное село под названием Эжанцы. Объехав и осмотрев его ночью, мы вернулись на берег для ночлега.

С восходом солнца открылась красота якутских просторов. Село хоть и располагалось в дикой местности, но было благоустроенным. Сразу после завтрака отправились договариваться насчет благовестия. Встретили надпись «КАРАНТИН» даже в этом всеми забытом месте. Нашли представителей администрации, и, к нашей радости, они отреагировали положительно. Рядом была директор клуба, с ней мы тут же обговорили время служения. Работникам администрации братья сказали, что могут оказать жителям села физическую помощь. Те тут же предложили расчистить тропинку от снега у дома больной бабушки. Двое братьев взялись за работу, а остальные отправились обходить поселок. Все участники поездки обратили внимание на доброту людей: радушные и гостеприимные. Даже собаки в селе добрые.

Вечером на служение пришло девять человек. К сожалению, не было ни одного ребенка. Но все присутствующие слушали внимательно, до конца. Все остались довольны. Каждый получил что-то из литературы. Бывший глава администрации пригласил нас еще приезжать и пообещал помочь собрать людей.

После служения мы отправились в Эльдикан. Впереди предстояла непростая двухчасовая поездка через тайгу. Затем мы выехали на трассу. Поздним вечером мы достигли места назначения, остановились на противоположном берегу и легли спать.

Проснулись мы ранним утром и после чтения и разбора Слова отправились в поселок. Нашли контакты администрации и начали обговаривать место и время богослужения. Изначально нам показалось, что с нами не хотят сотрудничать, будто мы приехали совсем не вовремя. Но спустя 20 минут глава администрации перезвонил нам и дал разрешение на проведение мероприятия в доме культуры. Мы пошли по поселку приглашать людей на общение. В отличие от Эжанец здесь кроме эвенков проживает много русских. В основном принимали неплохо, хотя случалось, некоторых братьев выгоняли с недобрыми словами. К назначенному времени пришло шесть взрослых и примерно тридцать детей. Братья старались изложить основные истины Евангелия, ну и, конечно, приготовили детям поучительный рассказ и подарки. После окончания раздали немало литературы, люди благодарили за посещение и звали приезжать еще. Дети были очень впечатлены и радовались подаркам.

Далее мы планировали по реке через Джибарики-Хая отправиться в Хандыгу, но нас ожидало разочарование. Оказалось, в этом году из Эльдикана в Хандыгу нет зимника. Нам предстояло сделать за ночь большую петлю, чтобы успеть к воскресному утреннему богослужению в Хандыге.

Из-за недостатка времени пришлось торопиться, поэтому в будке сильно трясло, все постоянно просыпались. К счастью, возможность немного отдохнуть, приготовиться к собранию и даже помыться нам дали в Хандыге, где нас ждали в зарегистрированной общине евангельских христиан-баптистов. Все служение отдали нам. После собрания еще долго общались, многие подходили, задавали вопросы. Местные верующие всегда рады нас принимать.

Дальше наш путь лежал на север Якутии, в Тикси. Двести километров ехали по хорошей дороге, а потом встали на зимник. Поначалу он не показался нам трудным, но когда мы сошли с реки, то почувствовали всю тяжесть дороги. Зимник проходил большую часть через кочковатое болото, поэтому приходилось ехать очень медленно. К тому же холод отягчал обстановку – на улице было –52 °C, в будке все стекла покрылись льдом.

По дороге выручали людей, попавших в трудную ситуацию. Дальнобойщикам помогли завести на буксире их КамАЗ. А решив помочь местным жителям, которые гнали в Батагай японские низкие машины и кое-как справлялись с трудным зимником, мы попали в неловкое положение. После остановки обнаружилась неисправность стояночной тормозной системы. «Японца» вытолкнули руками, а сами остались ремонтировать свой КамАЗ на сильном морозе. Примерно два часа ушло на исправление поломки, даже один энергоаккумулятор пришлось просто отключить. Но, слава Богу, все получилось, и мы отправились далее по маршруту.

Всю ночь мы проезжали кочковатые участки дороги, отдохнуть не получилось, но утром дорога стала лучше, появились сопки и небольшие поселения. Мы приехали в поселок Батагай. Выглядел он мрачно, а сажа от печных труб и котельных еще больше усугубляла вид поселка. На наше удивление, в поселке большая часть населения – русские. Как оказалось, это дети и внуки ссыльных арестантов, сосланных еще в СССР. Так как у нас была целевая поездка и временем особо не располагали, то здесь не собирались проводить благовестие. Поэтому мы решили пообедать в местном кафе, заправиться топливом и отправиться дальше. Продавец в кафе была удивлена такому большому количеству мужчин. Когда мы объяснили, кто мы и какова цель нашей поездки, то она почему-то не поверила. В ее глазах мы были какими-то политическими оппозиционерами или вахтовиками, но никак не христианами. Даже когда мы ей подарили литературу и спели несколько гимнов, она так и осталась при своем мнении.

После заправки мы выехали на реку Яна и по хорошей дороге двинулись дальше. За ночь водители проделали путь почти в 400 километров, что для зимника немало. Еще полдня продолжали путь по Яне, хотя дорога становилась все хуже: стали встречаться наледи и пустотки. Хорошо, что дорожники приготовили объезды трудных участков. Мы видели самосвал, который с сыпучим грузом провалился в реку.

Во второй половине дня мы подъехали к перекрестку в поселке Северный. От него до Тикси еще 475 километров. Сам поселок брошенный, кругом валяется железо, кузова автомобилей, остатки строительства и прочий железный мусор. Очень много металла, который просто никому не нужен. Стоят каменные дома на сваях, без окон и дверей – отданные на разрушение временем и ветрами. Даже диким животным нет дела до этого места.

Проехали поселок, поднялись на сопки, и сразу же нашему взору открылась тундра. Началась пурга. По дороге изредка встречались заброшенные станции, воинские части, базы золотодобытчиков. Животных почти не было. В одном месте увидели песца и очень много следов. Да на русле какой-то речушки все было истоптано зайцами, как будто они тысячами ежедневно резвятся здесь. Братья решили найти этих обитателей речных берегов в прибрежных кустах, но, сколько ни старались, так ни одного и не увидели.

Остаток пути пролегал по рекам и по морю. Дорога в основном была ровной, но извилистой. К вечеру мы вышли на более крупную реку и к полуночи встали на ее дельту. Чем ближе было море, тем громче завывал ветер и усиливалась пурга. Дорогу местами переметало, когда же мы выехали на море, стало двигаться еще сложнее. К пурге и переметам добавились береговые трещины. Иногда они были настолько большие, что их приходилось объезжать по крутым берегам. Из-за этого отдохнуть ночью было весьма сложно. Утром стала появляться сотовая связь – значит, Тикси совсем рядом.

Ближе к полудню мы заехали в поселок. Выглядел он мрачно. Казалось, что со времен СССР там ничего не менялось: все старое, изношенное, повсюду много разбросанного металла, много брошенных домов с заколоченными окнами и пустых гаражей. Повсюду на сопках стоят военные локаторы. Хотя пограничный режим в поселке отменили, все же видно постоянное присутствие военных.

Перед поездкой в Тикси мы заранее договорились с местной администрацией о проведении благовестия. Братья отправились в администрацию, чтобы обговорить время. Но неожиданно получили отказ.

В Тикси живет миссионерская семья Алексея и Людмилы Ковтун. Они уже пожилые, но, несмотря на возраст, ревностно трудятся для Господа. В их квартире проходят богослужения, к тому же они выделили одну комнату для людей, не имеющих постоянного места жительства. Так у них живет трое мужчин. По сути, в их квартире – братский дом. Видно, что они любят этих людей и заботятся о них. Один из мужчин уже покаялся и принял крещение, другие пока готовятся к этому, но уже видны результаты кропотливого труда. Алексей и Людмила настоящие герои Божьего царства в современном мире!

Нас поселили в пустующей квартире брата.

Вечером мы провели богослужение у Алексея и Людмилы. Видно, что для них это большое событие, ведь их очень редко кто-то посещает. Пришло немало людей, а после собрания был совместный ужин. После служения мы разошлись по разным квартирам, разнося посылки из Якутска и продолжая общения там.

На следующий день разгрузили строительные материалы, которые привезли для ремонта квартиры миссионеров. Затем отправились осматривать поселок, а также провожать двоих братьев на самолет, им по семейным обстоятельствам пришлось покинуть группу.

Недалеко от Тикси находится рыбацкий поселок Быковский. Добираться до него непросто, нужно пробираться по морю и тундре. Мы решили позвонить в администрацию и попросить клуб для проведения мероприятия. Вначале глава администрации был не против, но попросил перезвонить. После второго звонка, узнав, что мероприятие будут проводить христиане, он отказал, ссылаясь на то, что клуб закрыт на ремонт. Тогда мы решили не задерживаться в Тикси и ночью отправиться в обратный путь, чтобы утром заехать в село Найба, стоящее на берегу моря, в ста пятидесяти километрах от Тикси.

В конце дня собрались на вечерю Господню. Все остались довольны теплым общением. После служения мы завершили все приготовления к поездке, попрощались с миссионерами и отправились в путь.

Ехать обратно было гораздо сложнее, чем в Тикси. Дорогу почти всю задуло, часто приходилось заново пробивать зимник. Уже поздней ночью мы наконец-то доехали до Найбы и остановились там на ночлег.

Утром мы отправились в село. Дома там в основном старые, много брошенных. Люди неторопливые, доброжелательные. Посреди села расположен пруд или заводь, куда местные приезжают на снегоходах набирать пресную воду. У них мы спросили, где находится администрация. Они не только объяснили, но и проводили нас туда. Однако старое здание администрации оказалось закрыто – в этой местности вполне нормальное явление. Работники администрации пришли по звонку нашего проводника и быстро дали свое согласие на христианское богослужение. Всего за несколько часов нам предстояло обойти все улицы. Это не составило особого труда, так как их было немного. Мы стучались и заходили в каждый дом, чтобы пригласить на встречу каждого лично. Хорошо подкрепившись в нашем КамАЗе вкусным домашним обедом, мы направились в дом культуры. Нам не хватало двух уехавших братьев; обязанности в группе пришлось перераспределить и музыкальные произведения репетировать заново.

В назначенное время пришло около тридцати взрослых и детей. Некоторые уже слышали Слово Божье. Одна женщина даже присутствовала на нашем общении – в Тикси. Слушали с интересом. После окончания программы подходили с вопросами, благодарили за встречу, разобрали много литературы. Звали приезжать еще. Глава администрации проявил к нам неподдельный интерес, одному из молодых братьев даже предложил остаться, чтобы проводить среди населения просветительскую работу.

В это время на улице усиливалась пурга, медлить с отъездом было нельзя. Путь был сложный, нам постоянно приходилось пробивать зимник, останавливаться на переметах. С большим трудом мы добрались до дельты реки, но и там ветер сделал свое дело. Наверное, если бы остались в Тикси еще на одни сутки, то выбраться оттуда было бы еще сложнее. Пурга не прекращалась почти до самого поселка Северный, но, когда мы встали на реку Яна, дорога стала намного лучше. Все уже хотели домой, находились в предвкушении встречи с родными. Некоторые братья даже купили обратные билеты. Мы приняли решение: если днем или утром сможем приехать в Батагай, то останемся там для поиска группы верующих. Но приехали вечером, поэтому заправили КамАЗ и продолжили путь. Снова два дня непрерывного зимника через кочковатые болота и озера. Посреди зимника остановились у кафе. Покушали, спели пару гимнов, рассказали хозяевам кафе о Боге. К обеду заехали в село Тополиное и, наконец, встали на хорошую дорогу. Все с облегчением вздохнули: можем двигаться без тряски и с хорошей скоростью! Нам предстояло проехать еще почти 700 километров. Уже к утру мы приехали к молитвенному дому в Якутске, откуда двенадцать дней назад началось наше путешествие.

А. А. Зейбель

bottom of page